«Русское народное искусство – хохлома» Работу выполнила Ученица 9 «А» класса Тищенко Юля и Тихомировой Маша
«Русское народное искусство – хохлома»Удивляя, прорастая,Как то празднично живаМолодая, непростая,Черно – красная трава.Листья рдеют, не редеяОт дыхания зимы.Входим в царство Берендея-В мир волшебной Хохломы.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.Хохлома является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.
Орнамент с ягодамиБрусничка, смородинка, рябинка –рисуются печаткой, тычком.
Родилось искусство хохломской росписи в селе Хохлома Семеновского района. Сюда со всей России свозили посуду, которую затем раскрашивали определенным образом и продавали для сервировки царского стола.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов мы видим на предметах древнерусского прикладного искусства. Для "хохоломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние.
Технология промыслаИзделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем специальным составом - грунтом. Обмазанная грунтом кружка похожа на глиняную. Грунтованное изделие сушат в печи, затем шлифуют.
После этого кружку несколько раз обмазывают олифой, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера .
Когда художник закончит свою работу, за дело возьмутся другие мастера. Изделие вручную покроют несколькими слоями лака закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было серебряным, становиться золотым.
орнаментНа вид орнамент неприметен,Но он столетия живет,Не зря его на белом светеНарод издревле бережет.
Узор в кругеВ росписи важна не только красота узоров, но и умение сочетать их с формой.Например, при росписи чашки подчеркивают центр изделия и повторяется пластичность предмета.
Спасибо за внимание!