Декоративно –прикладное искусство Воронежского края
Художественная керамика В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода, сменялись поколения, но опыт передавался от поколения к поколению. В Воронежской губернии изготовляли более пятидесяти сосудов бытового назначения, кровельную черепицу, трубы, дымники, грубую строительную и печную керамику, игрушки и сувениры. В Воронежском крае применяли разноцветную глазуровку зеленым, желтым, терракотовым и бордово-коричневым цветом. Особое богатство придавала техника «налепа», а также гравировка и насечки еще по не засохшей поверхности. В середине 19 века братья Кудряшовы имели кафельный завод. В конце 19 века в селе Ендовище (Семилукский завод) производилась облогороженная русская керамическая посуда из местной гончарной глины. 1960 год в поселке Рамонь открывается керамическая фабрика, где производится в основном посуда.Рис. 1. Керамическая посуда конца 19 начала 20 века неизвестного новохоперского мастера.Рис. 2. Камин с изразцовой облицовкой, начало 20 века, Борисоглебск картинная галерея
Художественная металлообработка Искусство ковки и чеканки известно давно. В Воронежской области элементы декоративной отделки зданий конца 19 – начала 20 веков, является город Борисоглебск и Новохоперск. В 1860 году в Борисоглебске действовало чугоноплавильное предприятие, поэтому на старинных домах можно увидеть металлические козырьки, навесы, балконные решетки. В настоящее время возрождается художественная металлообработка и мы можем наблюдать на улицах города Воронежа.
Художественная обработка дерева Художественная обработка дерева – появилась в Воронежской губернии со времен Петра Первого. Когда готовилась к закладке верфь, обученных в Голландии архангельских кораблестроителей вместе с семьями Петр селил в Бутурлиновском крае. Они то и привезли оберег – птицу счастья. На территории нашего края изготовляли из дерева: прялки, вальки, рубела, ткацкие станки, мебель, посуду и украшали резьбой. Дерево с давних времен было одним из любимых материалов в народе. Лесные богатства Воронежского края делали его легкодоступным. В наших местах из осины изготовляли деревянные ложки, миски, блюда, корыта, лопаты. Березу использовали для мебели, посуды. Обработка дерева велась самыми простыми орудиями: ножом, пилой, резцом. Больших предприятий у нас не было, но в каждой крестьянской семье умели работать с деревом. Из дерева делали иконостасы, резной орнамент для карниза, наличников, ставен окон, дверей. В Бутурлиновке работала мастерская по росписи дуг, карет, делали игрушки. Рис. 1. Жилой дом с элементами резьбы по фасаду, конец 19 века, город Борисоглебск. Рис. 2. Деревянная скульптура Шляпкина В.
Воронежские шали На Воронежской земле платок появился примерно в 16 – 17 веках, это был предмет одежды и главным подарком. Около полутора веков назад шали крепостных ткачей воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами не только подняли на высшую ступень авторитет русского платка, но и снискали мировую славу. Турецкие купцы, умоляли, что бы им продали воронежское мерное полотно. Они увозили его в Турцию, разрезали на куски, пришивали к ним свою бахрому и затем продавали в Богдаде и Басре, выдавая их за шали индийского княжества Кашмир. Представители английского королевского двора почитали за честь приобрести именно воронежскую шаль. В Павловском, Острогожском, Новохоперском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники. Подлинную красоту их описать невозможно Рис. 1. ручная работа Острогожский район, конец 19 века Рис 2. ручная работа Острогожский район конец 19 века
Воронежские платки В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное, оригинальное ручное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохоперского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов. В этих районах народный промысел по изготовлению пуховых платков ручной вязки является наиболее значительными. Люди занимаются разведением коз, обладающих легким, теплым, мягки, длинноволокнистым пухом. Платки различаются двух видов: из серого пуха – пушистые, ажурные из белого – «паутинки». Размеры платков: 80- 80; 110 – 110, 150-150. Искусство вязания воронежских платков передается из поколения в поколение. Но прежде чем связать платок, необходимо обработать пух: его вычесывают с коз в феврале-марте специальным гребнем, руками выбирают из него сор, просушивают, прочесывают, а затем вручную прядут на прялках и сматывают пряжу в клубок. После такой процедуры приступают к вязанию платков, на которые уходит от недели до нескольких месяцев Рис. 1 платок 40-е годы 20 века, Грибановский районРис. 2 ажурный платок «Паутинка»
Узорное ткачество В Воронежском крае народное ткачество существовало с давних времен. Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохоперского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19 века. Изготовлением ковров занимались женщины в период с сентября по май месяц, ткали из овечьей шерсти на ткацких станках. Рисунки составляли сами. Ковры делились на три сорта. Основой декора воронежских мастериц стали розы, которые в основном размещали на черном фоне, основной букет в центре, более мелкие цветы по краям. Рис. 1. домотканый ковер, О. Д. Губанова, 1946 год, село Елань-Колено Новохоперского района Рис. 2. домотканый ковер «Розы», О. Д. Губанова, 1947 год, село Елань-Колено Новохоперского района
Ковроделие Деревянный ткацкий станок был в каждом доме. Сидит женщина перед массивной горизонтальной деревянной рамой, на нее натянуто параллельными рядами множество толстых нитей – это основа. Нажмет ткачиха на подножку – и каждая вторая нить приподнимается: ее тянет за собой нить-прутик, соединенный с подножкой. Между верхним и нижними рядом основы мастерица ведет деревянный челнок, в котором пропущена нить-уток. Затем ткачиха с силой прибивает уток. Ткань от этого становится плотнее. До сих пор в деревнях сохранились дорожки и круги, изготовленные из полосок старой выношенной одежды. Мастерица нарвет их на ленточки, смотает в клубок – садясь за ткацкий стан ленточки складываются в полосы и в дорожку. Рис. 1. ковер самотканый, О. Д. Губанова Рис. 2 ковер шерстяной, А. П. Маленькая, село Таловая Рис. 3. ткацкий станок
Вышивка Большинство вышивок выполнялось на холсте. Вышивки выполнялись как украшение и как обереги: защищали человека от зла. Вышивку используют для украшения одежды, полотенец, скатертей, наволочек. И до сегодняшнего дня дошли много знаков, которые использовались при вышивке. Самым устойчивым и распространенным оказался знак просветленного, лучезарного солнца – геометрический ромб. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба считались как лучи солнца. Вторым по распространенности элементом можно считать крест. Техника вышивания крестом прошло много лет и сохранилось и сейчас. Это знак встречается на рубахах. Многие узоры – такие как «веревка», «обметка», «гребешки», «вилюжки» родились непосредственно на воронежской земле. Рис. 1. полотенце, начало 20 века, Грибановский район. Рис. 2. завеска , середина 19 века, Острогожский район. Рис. 3. скатерть и подарочное полотенце, Острогожский район
Кружево Кружева ручного плетения используются на одежде, предметах убранства жилого интерьера. Кружевной промысел возник в помещичьих мастерских, где крепостных крестьянок с детских лет обучали данному ремеслу, в начале они повторяли западноевропейские образцы, но в дальнейшем и создавали огромное разнообразие своих узоров. Рис. 1. салфетка, город Борисоглебск Рис. 2. скатерть, Грибановский район
Художественное плетение из лозы Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появления кружев. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза. В 1830 году из-за границы вернулся Д. В. Голицын и привез с собою несколько корзин иностранной работы, наши мастера плетения шляп из соломы смогли сделать корзины не хуже иностранных. Лозу заготовляли летом, а целую зиму кустари работали. Ремесло ушло в прошлое и сейчас единичные мастера работают по изготовлению корзин, сувениров. В Борисоглебске на рынке можно увидеть и приобрести различные предметы из лозы.
Художественная соломка Распространенным материалом считалась соломка, поделки можно отнести к декоративной скульптуре. Для поделок используют стебли спелой ржи, их очищали, вымачивали. Рис. 1. «Золотая рыбка» О. В. Ожерельева, город Борисоглебск, 1990 год Рис. 2. Макет церкви работа О. В. Ожерельевой со студентами Борисоглебского пединститута
Воронежские игрушки Народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства, отражающего образы окружающего мира обобщенно. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение придавали форме, цвету, орнаментальному украшению Рис. 1. Кукла О. В. Ожерельева, 2000 год Рис. 2. Деревянные скульптуры В. Шляпкина
Куклы из соломы и лозы Рис. 1. «Царевна -лебедь» В. В. Давыденко, Новохоперский район 1990 год (лозоплетение) Рис. 2. Кукла «Золотой петушок» (соломка), город Борисоглебск 1999 год Рис. 3 Куклы «Стригушки» Воронежская губерния, конец 19 века
Тряпичные куклы Родоначальницей трапичных кукол стала Валентина Яковлевна Горбачева из Богучара, а помогает ей сестра доцент Воронежской академии искусств Галина Яковлевна Сысоева. Одежда кукол воспроизводит народный костюм разных уездов Воронежской губернии. Шедевры наших кукол разъехались по 27 странам мира. Свою коллекцию сестры создавали в течение 30 лет. Был создан частный музей «Старинка», который стал дипломатом межрегиональной промышленно-художественной выставки «Народный костюм России. История и современность», проходивший в Москве в мае 2000 года. Рис 1. В. Н. Пугач Рис. 2. Богучарская кукла, 1998 год
Глиняные игрушки Глиняные игрушки давно изготавливаются в Воронежском крае: имелось сырье и потребность в подобных изделиях, сохранились местные традиции гончаров. Одним из последних известных игрушечников был Василий Иванович Лямзин: свистульки, в виде олений, баранов, коров. В начале 20 века на рынке продавалось очень много глиняных игрушек. Игрушки раскрашивались красными, желтыми, синими, лиловыми, золотыми и серебряными красками. Особенностью местных игрушек были налепленные рога оленя, плетенные рога, пышный гребень птиц. Продолжает развивать и возрождать игрушечное дело Алексей Иванович Плотников, Галина Ивановна Арефьева, Любовь Алексеевна Усова из Острогожска. Рис 1. В. И. Лямзин 1989 (Конь и олень) Рис. 2. Л. А. Усова
Воронежские матрешки Матрешки изготавливаются из липы, затем куклы расписываются по сырой заготовке специальными красками, лакируются и сушатся. Характер росписи воронежских матрешек самобытен и не повторим. Мастерицы одевают в праздничные народные костюмы: на каждой матрешке разные по цвету платки, рубахи, сарафаны. Воронежские матрешки сравнительно молоды, но наряжены обязательно в поневую юбку, черную в красную клетку. Чем южнее изготовляют матрешки, тем больше в поневой юбке было красного цвета. В городе Борисоглебске - автор и изготовитель матрешек Анна Курышникова, в Воронеже – Елена Геннадьевна Матвеева и она организовала творческий центр «Воронежский сувенир» Рис. 1. куклы юга области Рис. 2. А. Курышникова 1999