МОУ гимназия №48Мировая художественная культура Декоративно-прикладное искусство Южного Урала Межетова Мария Челябинск 2009
Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, златоустовской гравюрой на стали, камнерезным искусством, художественной ручной вышивкой.
Каслинское литьё Каслинское чугунное литье зародилось еще в 18 веке, а точнее в 1747 году, когда русский купец Коробков завершил строительство крупнейшего в России завода по архитектурно-художественному литью. Нельзя сказать, что не сразу все пошло гладко - долгое время пришлось осваивать чугунолитейную науку по европейской технологии. Е. А. Лансере «Святослав»
Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе оставили далеко позади своих западных коллег и предложили вниманию публики по настоящему уникальные творения, многие из которых в настоящее время находятся в частных коллекциях и государственных музеях. Например, скульптуры П. К. Клодта "Лошади" или Н.А. Лаверецкого, "Россия".
Кусинское литьё Куса славится чугунным литьем, особо - художественным, которое не однажды отмечалось на российских и международных выставках. В прошлом кусинское художественное литье успешно конкурировало со знаменитым каслинским. В начале XX века оно было на выставках даже более приметно. Сейчас идет возрождение этого вида декоративно-прикладного искусства. Особым спросом начинает пользоваться архитектурное чугунное литье. Как всегда, пользуется спросом кусинская чугунная посуда.
Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Сабля. 1823. Мастер И. Бушуев
В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Декоративное блюдце "Сюрприз". 1983. Декоративный стакан. 1983. Автор Н. Лохтачева Декоративный лоток. 1984. Автор О. Аверкин
Камнерезное искусство В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть. Ваза «Четыре времени года». Змеевик
Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, флюорит с его разнообразным сочетанием тонов от голубого до темно-фиолетового, прозрачный сверкающий горный хрусталь и сердолик, ценившийся не только за красоту цвета, но и за твердость.Традиции уральского камнерезного дела не были потеряны и забыты в потоке времени: передаваясь из поколения в поколение, они были бережно сохранены местными мастерами. Шкатулка. Змеевик, флюорит
Источники www.zlatoust.ru – сайт о Златоустеhttp://www.uralart.ru/ - интернет-магазин уральских мастеров