Эклектика в архитектуре Петербурга
В середине XIX века Петербург все более отчетливо приобретает новые черты, типичные для капиталистической эпохи.Большая часть улиц Петербурга имеет разнокалиберную, разнохарактерную застройку. Облик города становится все более сложным, многогранным и противоречивым.Новые жизненные потребности, смена художественных идеалов и новые возможности способствуют переходу архитектуры от классицизма к эклектике.
Важнейшая особенность эклектики - многостилье, обращение к архитектурному наследию всех стилей.Формируются определенные стилистические направления: неоготика, неоренессанс, второе барокко, русско-византийский стиль и др.Заимствование проявляется в основном в декоре и редко сопровождается повторением объемно-пространственных решений исторических стилевых прототипов.Архитектура отходит от идейно-художественных проблем в сторону частных задач.Зарождается новый принцип проектирования «изнутри - наружу», исходящий из функциональной целесообразности.Появляются асимметричные объемно-пространственные композиции, новые элементы - эркеры, широкие окна-витрины.
А.И. Штакеншнейдер (1802-1865)Мариинский дворец на Исаакиевской площади (1839-1844).Фасад - принципы классицизма (руст, колонны и пилястры коринфского ордера); интерьеры - использование разных стилей: флорентийский ренессанс, помпейский стиль (белый цвет, кариатиды, изображавшие античных служанок), стиль Людовика XV (зеркала, вызолоченная резная работа, шелковистый штоф).Николаевский дворец на Пл. Труда (1853-1861).Фасад - неоренессанс (поэтажно размещенные колонны, пилястры, ордер измельчен); интерьеры - ренессанс и барокко (темные решетки перил на фоне светлых стен, изящные колонны).Ново-Михайловский дворец на Дворцовой наб. (1857-1861).Главный корпус дворца - пышная и сложная отделка, примыкающий фасад - скромная и сдержанная отделка, напоминающая доходный дом.
Мариинский дворец, изображение 1847г.
Мариинский дворец, спальня великой княгини Марии Николаевны
Николаевский дворец, сер. 19 в.
Николаевский дворец, вестибюль
Ново-Михайловский дворец, кон. 1850-х
Ново-Михайловский дворец, танцевальный зал
К.А. Тон (1794-1881)Церковь Святой Екатерины на Петергофском пр. (1831-1837).Русско-византийский стиль (крестово-купольная система, килевидные кокошники и закомары, узкие арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках).А.К. Кавос (1800-1863)Восстановление Мариинского театра на Театральной пл. (1859).Восстановлен как музыкально-драматический театр; фасад – неоренессанс; подковообразный в плане зрительный зал с богатой отделкой и пышным декором.В. А. Шретер (1839-1901)Перестройка здания Мариинского театра. (1883-1886, 1990-е).К главному фасаду пристроена новая архитектурная декорация, выполненная с пышностью и усложненностью декора. Эта декорация закрыла прежний, более сдержанный фасад театра.
Проект Екатерининской церкви, продольный разрез, 1830г. Проект Екатерининской церкви, план, 1830г.
Мариинский театр до реконструкции 1885г.
Мариинский театр после реконструкции 1885г.
Деятельность архитекторов середины XIX века с одной стороны была обращена к прошлому как к источнику художественных заимствований, с другой - устремлялась к современности. Декор, заимствованный из старых стилей, сочетался с новой объемно-пространственной структурой зданий и с новыми конструктивно-техническими решениями. Следствием оказалась двуликость и противоречивость облика многих произведений архитектуры. Тем не менее, в постройках середины XIX века обнаруживается ряд общих художественных закономерностей и признаков:планировочные и объемно-пространственные решения продиктованы современными функциямииные, чем это было в прошлом, соотношения детали и целогоприемы масштабной и пластической «аранжировки» мотивов, заимствованных из исторических стилейдвойственность и противоречивость композиций, их внутренний эклектизмпоиск новых источников заимствований и новых приемов «аранжировки» мотивов старых стилей применительно к потребностям современностиТаким образом в архитектуре середины XIX века, при всей ее многоликости, стал складываться некий новый стиль, обладающий определенным единством и отчетливо выраженными художественными особенностями.