Футуризм
Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление 10 - 20-х годов ХХ века, отразившее стремление деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, индустриального века; искусство разрушающее старые традиции, приемы и каноны.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г.-выход первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы).
Кубофутуризм — направление художественного авангарда, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
П.Пикассо. Портрет Вильгельма Уде. Три музыканта
Д.Бурлюк Русская живопись
КубофутуристыАлексей Елисеевич Крученых (1860-1968)Давид Давидович Бурлюк (1882-1967)
Василий Васильевич Каменский (1884-1961)Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922)
Объединение «Центрифуга» (При построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В творчестве соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции
Группа «Мезонин поэзии» (Считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах его участников.)
Эгофутуристы (« Я-будущее». «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров».
Д. Бурлюк, В. Маяковский,В. Бурлюк и Б. Лифшиц.Петербург, 1912(слева направо)
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное. Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности. Кто не забудет своей п е р в о й любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы п р и к а з ы в а е м чтить п р а в а поэтов : 1. Hа увеличение словаря поэта в е г о о б ъ е м е произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если п о к а еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Эпатаж - поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки — физику, математику, филологию — отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В.В.Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 г. футуристы «Гилеи» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».
Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».;— бунт против привычных норм стихотворной речи, нарушение законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания, попытка ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать музыкальные и математические знаки, графические символы, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, графики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка («заумь»), индивидуально-авторских неологизмов; - депоэтизация языка (введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов)— культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа
СЛОВО КАК ТАКОВОЕ О художественных произведенияхI) чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пенье, плеск, пляска, разметыванье неуклюжих по строек, забвение, разучивание. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова.)II) чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной(множество узлов связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, в живописи Д. Бурлюк и К. Малевич.)У писателей до нас инструментовка была совсем иная, напр.:По небу полуночи ангел летелИ тихую песню он пел...Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные напа-па-папи-пи-пити-ти-тии т. п.Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания:дыр, бул, щыл,убещурскумвы со бур л эз(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина) Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык), этим достигается наибольшая выразительность. и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык (см. подробнее об этом в моей статье «Новые пути слова» в книге «Трое»). Этот выразительный прием чужд и непонятен выцветшей литературе до нас, а равно и напудренным эго-пшютистам (см. «Мезонин поэзии»).любят трудиться бездарности и ученики. (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев) это же относится и к читателю. Речетворцы должны бы писать на своих книгах:прочитав, разорви! А. Крученых, В. Хлебников
В.Хлебников Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. 1908-1909
Заумь (заумный язык) — литературный приём заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Четкая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому (по мысли многих авторов, обращавшихся к этому приему) в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным. Поэтому заумный язык определяется американским филологом Джеральдом Янечеком как язык с неопределенными значениями
Словотворчество Будетляне Могатырь Ветропросвист Лгавда Еуы
Кузнечик Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари! 1908-1909
Заклятие смехомО, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908-1909
Немыфонемыне мыМы не-мыЯ пишу не звуками, а фонемами.
Эксперименты с графикой стиха Стихи В.Каменского
ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр.
АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное так, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. линзы-стиха.Я.Зеркалолекалозвукав высьзастыньстаньтоннет тебяты весьвысьвынь себясам собой бейся босойосойссс — зззозеро разрезалекало ликао плоскость лицаразбейсято пол потолкабез зракаа мракмерки рекредосилясольфамиреи рекмерка мракбез зракато пол потолкаразбейсяо плоскость лицалекало ликаозеро разрезассс — зззосойсам собой бейся босойвынь себявысьты весьнет тебятонстаньзастыньв высьзвукалекалозеркало
ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) – стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. В. Хлебников “ Перевертень” Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод чем меч долог? Пал а норов худ и дух ворона лап ...
РЕВЕРС – стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка. Небо уходит вглубьЗвезды уходят вглубьМоре уходит вглубьГлубьТы меня приголубь
Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. В поэме «Гибель Атлантиды» (1912) Жрец описывает умирающую Рабыню:Она красива, умерлаВнутри волос златых узла,И, как умершая змея,Дрожат ресницы у нея.Её окончена стезя,Она мечом убита грубым.Ни жить, ни петь уже нельзя…
В пору, когда в вырей Времирей умчались стаи, Я времушком-камушком врывало, И времушек-камушек кинуло, И времушко-камушко кануло, И времыня крылья простерла. 1908
Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды — невод, рыбы — мы, Боги — призраки у тьмы. 1915
Одинокий лицедей И пока над Царским Селом Лилось пенье и слезы Ахматовой, Я, моток волшебницы разматывая, Как сонный труп, влачился по пустыне, Где умирала невозможность, Усталый лицедей, Шагая напролом. А между тем курчавое чело Подземного быка в пещерах темных Кроваво чавкало и кушало людей В дыму угроз нескромных. И волей месяца окутан, Как в сонный плащ, вечерний странник Во сне над пропастями прыгал И шел с утеса на утес. Слепой, я шел, пока Меня свободы ветер двигал И бил косым дождем. И бычью голову я снял с могучих мяс и кости И у стены поставил. Как воин истины я ею потрясал над миром: Смотрите, вот она! Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы! И с ужасом Я понял, что я никем не видим, Что нужно сеять очи, Что должен сеятель очей идти! Конец 1921 — начало 1922
Из мешка На пол рассыпались вещи. И я думаю, Что мир — Только усмешка, Что теплится На устах повешенного. 1908
Воля всем Все за свободой — туда. Люди с крылом лебединым Знамя проносят труда. Жгучи свободы глаза, Пламя в сравнении — холод, Пусть на земле образа! Новых напишет их голод... Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу — вперед! Если погибнем — воскреснем! Каждый потом оживет. Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам. Если же боги закованы, Волю дадим и богам... 1918