Школырусскойиконописи
Иконописные изображенияизвестны на Руси с X века.За 11 веков существованиярусская икона прошлабольшой путь развития.Появились выдающиеся иконописцы,сложились иконописные школы.
В X – XII векахиконописные образывыполнялисьпреимущественнов технике мозаики,которая пришлав Киевскую Русьиз Византии.Дмитрий Солунский.Мозаика из Михайловскогособора в Киеве.
Выполнялимозаичные работыв Киевской Руситакжевизантийскиемастера.Иоанн Златоуст.Мозаика из Софийскогособора в Киеве.
Апостолы.Мозаика из соборасв. Фомы в Дафни.Апостолы.Мозаика из Михайловскогособора в Киеве.Поэтому так похожи византийские и киевскиемозаики.
Первыеиконы на доскахпоявились на Руситакже из Византии.Ангел «Златые власы».Конец XII века.
В это бурное времяидея защитычасто воплощалась в образеГеоргияПобедоносца.Георгий Победоносец.Начало XII века.
Суровостьверывоплощенав образеСпасаНерукотворного.Спас Нерукотворный.Середина XII века.
Самой известнойвизантийской иконойна Руси является«БогоматерьВладимирская»,выполненнаяв Константинополе.Богоматерь Владимирская.Начало XII века.
Икона настолькосозвучна русскомуидеалу материнскойлюбви и защиты,что из Киева еетайно вывезливо Владимир,а затем торжественноперенесли в Москвудля защиты землирусской.
В это же время,в новгородскихи псковских землях,менее подверженныхвлиянию Византии,возникают свои,национальныешколы иконописи.Здесь дажепоявляютсяавторские иконы.Алекса Петров.Святитель Николай.XIII век. Новгород.
Новгородскиеи псковские иконысуровыпо духу,как суровы людив северных землях.Божья Матерь.XIII век. Псков.
Общий колоритикон темный.Частоиспользуютсятемно-красныеи коричневыекраски.Успение ПресвятойБогородицы.XIII век. Новгород.
В изображенииясно выделенлинейныйрисунок.Спас на престоле.XIV век. Новгород.
Гораздо мягчеписьмоиконописцеввладимиро-суздальскойшколы.Апостолы Петр и Павел.XIII век. Владимир.
Линии здесьболее изысканы,цвета мягче.Богоматерь Одигитрия.XIII век. Суздаль.
В конце XIV века наступает расцветдревнерусского искусства.Не случайно многие исследователиназывают конец XIV века –начало XV века«русским возрождением».Именно тогда в историю иконописивходят имена Феофана Грека,Дионисия, Андрея Рублева.
Византийский мастерФеофан, прозванныйГреком, создалв новгородскихцерквях целуюгалереюмонументальныхобразов.Феофан Грек.Илья Пророк. 1378.
У Феофана Грекаобразы словноочеловечиваются,становясь близкимимолящемуся.Феофан Грек.Христос. 1405.
Даже пластика тела,жесты святыхпередают простыебытовые движения.Феофан Грек.Иоанн Предтеча. 1405.
С особой силойпроявляетсямастерствоиконописцав тонкой проработкеликов святых.Феофан Грек.Богородица. 1405.
В XV веке первенствосреди русских городовперешло к Москве.В соборах МосковскогоКремля работали тогдалучшие иконописцы.Одним из них былмастер Дионисий.Дионисий.БогоматерьОдигитрия. 1482.
По точностирисунка и изяществулиний Дионисийбыл тогдаодним из первыхиконописцев Руси.Дионисий.Распятие. Ок. 1500.
В XV векепервое местосреди русскихиконописцевзанимаетАндрей Рублев.Андрей Рублев.Преображение. 1405.
В 1408 году онвместе сДаниилом ЧернымрасписываетУспенский соборВладимирскогокремля.Даниил Черный иАндрей Рублев.Голова ангела. 1408.
Образы егообладаютнеобычайнойсилой,проявляющейсякак в точностилиний, так ив насыщенностикрасок.Андрей Рублев.Спас в силах. 1400-10.
Андрей Рублев.Спас. 1410-20.
Техническаяточность работАндрея Рублевавсегда передаетглубокийсимволическийсмысл.Андрей Рублев.Троица. 1422-27.
В 1988 годурусскаяправославнаяцерковьпричислилаАндрея Рублевак лику святых.Андрей Рублев.1988.
В XVII векев русскую иконупроникаютживописныеприемы изЗападнойЕвропы.Симон Ушаков.Христос. 1697.
Как и вся церковная жизньиконопись все болееподчиняетсягосударственнымнуждам, становясьподчас средствомполитической борьбы.Симон Ушаков.Насаждение древагосударства Московского. 1668.
Наиболее преуспелив этом иконописцы«строгановской школы»,среди которыхсамым ярким былСимон Ушаков.Симон Ушаков.Троица. 1668.
Тогда же,в XVII веке,икона вплотнуюподошла кпортретнойживописи.Неизвестный художник.Князь Скопин-Шуйский.1630.