Тема: Путешествие в мир поэзии. Цель урока: дать понятие об отличии стиха от прозы, научить выразительно читать стихи, научить опыту сочинения стихов. Тип урока: урок первичного усвоения знаний. Вид урока: урок-путешествие.
«Вслушайтесь в шорох листвы,Трель соловья не спугнув,В этом саду красотыЧудные звуки живут».Е.Комиссарова.
I станция «Чудные звуки…» Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. - А.С. Пушкин. Узник. -А.С.Пушкин. И.И.Пущину. - М.Ю.Лермонтов. Утёс. -М.Ю.Лермонтов. Парус.
II станция«Вслушайтесь в шорох листвы…»Чтение наизусть стихотворений или отрывков.
III станция Лирика.Миф- это предание, сказание. Есть очень красивый древнегреческий миф о певце Орфее. Он пел так хорошо, что все были очарованы его голосом, пением. Даже дельфины плыли за судном, на котором пел свою песню Орфей. Однажды дельфин спас Орфея от смерти- вынес его на своей спине на берег. Орфей играл на музыкальном инструменте, который назывался Лирой. Отсюда и возникло слово «лирика». Lirihos- музыкальный, напевный (греч.). Произведения, в которых выражаются чувства, мысли и переживания людей, называются лирическими.Можно ли прочитанные ребятами стихи назвать лирическими?
IV станция Поэтическая лаборатория.Ритм.Рифма. Ритм-это чередование ударных и безударных слогов. Бу’-ря/ мгло’-ю/ не’-бо/ кро’-ет.Ритм можно простучать.-’ -/-’ -/-’-/-’ -/ Рифма- это звуковые совпадения в конце слов: …кроет, …крутя; …завоет, …дитя.Двусложные размеры стиха:-’- хорей.- -’ ямб.
Игра в рифмыСтрочка- точка, дочка, кочка…Дружок-Лапка-Травинка-Зашумит-Лачужка-Туманы-Луна-Бежит-
V станция Поэтическая мастерскаяПопытайтесь написать стихотворение по предложенным рифмам.…тает,…земли,…расцветает,…журавли.…одетый,…ждет,…согрето,…поёт.
Весна Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар исходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес в зелёный дым одетый,Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,Всё весны дыханием согрето,Всё кругом и любит, и поёт.А.К.Толстой