Путешествие в мир природы и мир поэзии Интегрированный урок литературы и биологии 6 «в» класс 2011-2012 уч. г.
«Причина нашей любви к природе – в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди». «Причина нашей любви к природе – в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди». Японский писатель Акутагава Рюноке «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». Ф. М. Достоевский «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н.Толстой
Аполлон Николаевич Майков
Пейзаж
Н.П.Сухова пишет, что «поэтическое зрение Майкова напоминает зрение художника-живописца, по законам пространственно-цветовой композиции располагающего на холсте детали «пейзажа» и человека». Н.П.Сухова пишет, что «поэтическое зрение Майкова напоминает зрение художника-живописца, по законам пространственно-цветовой композиции располагающего на холсте детали «пейзажа» и человека». Задания Как высчитаете, в стихотворении «Пейзаж» отразилась эта особенность Майкова? Нашлось ли в этом стихотворении место для человека? Можете ли вы согласиться с Е.Е.Зубарёвой, утверждающей, что «мир природы, воссозданный поэтом, гармоничен и целен»? Какие средства художественной выразительности вы нашли в стихотворении? Определите размер стихотворения. Какие картины могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Н. Н. Ге "Дорога в лесу"
Бродский Исаак Израилевич Пейзаж
И.Левитан «Осень»
Ф.И.Тютчев 1803 - 1873
Листья
Сорвите , умчите , Мы ждать не хотим
Литературовед А.Ф. Захаркин утверждает: «В поэзии Тютчева есть…гармонически светлое восприятие природы». Литературовед А.Ф. Захаркин утверждает: «В поэзии Тютчева есть…гармонически светлое восприятие природы». Как вы понимаете определение «гармонически светлое»? Можете ли вы назвать «гармонически светлым» это стихотворение Тютчева? Какой цвет является главным, определяющим в стихотворении «Листья»? Какие средства художественной выразительности вы нашли в стихотворении? Какие картины могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Левитан И. Золотая осень
И.И.Шишкин Осень
Иван Саввич Никитин Ива н Са ввич Ники тин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж — 16 (28) октября 1861, там же) — русский поэт. Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Ю.И.Айхенвальд отмечает, что поэзии И.С.Никитина свойственно отсутствие зелёного… любовь к ночи, которая посеяла вдуше то задумчивое и тихое, в чём отказала жизнь». Ю.И.Айхенвальд отмечает, что поэзии И.С.Никитина свойственно отсутствие зелёного… любовь к ночи, которая посеяла вдуше то задумчивое и тихое, в чём отказала жизнь». Задания Присутствует ли вэтом стихотворении зелёный цвет? Становится ли от этого стихотворение безрадостным? Почему? Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении. Определите стихотворный размер. Подберите картины, которые могли быстать иллюстрацией к этому стихотворению.
«ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
А.А. Пластов «Первый снег»
Евгений Абрамович Баратынский
Литературовед Ю.И. Айхенвальд пишет, что Е.А.Баратынский «от каждого явления жизни вдумчиво берёт смысл и показывает его красоту». Литературовед Ю.И. Айхенвальд пишет, что Е.А.Баратынский «от каждого явления жизни вдумчиво берёт смысл и показывает его красоту». Задания Какие явления жизни были взяты в этом стихотворении? Удалось ли, на ваш взгляд, поэту передать смысл этих явлений жизни? Объясните как. Какие средства художественной выразительности использует поэт? Каким стихотворным размером написано стихотворение? Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.
Весна, весна! Как воздух чист!..
И. Левитан. Март
Итог урока «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло! Пустыня – осталась». Фредерико Гарсия Лорка «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н.Толстой
Домашнее задание Выучить стихотворение Творческое задание: написать стихотворение о природе. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.