«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин
«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…» «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…»
1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. 1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. 2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? 3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? 4. Как первоначально называлась сказка-быль? 5. Какие деревья боролись между собой в произведении? 6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша?
7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. 7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. 8. Какому делу выучился Митраша у отца? 9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? 10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? 11. Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? 12. Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома?
«…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». «…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх». «Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
« Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет». « Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет».
«…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». «…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
«И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню». «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню».
«…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам». «…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».
«В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее было невозможно узнать». «В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее было невозможно узнать».
« Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом». « Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».
«…собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть». «…собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть». «Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы».
1. Жанр произведения: 1. Жанр произведения: а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль. 2. Название произведения означает, что речь в нём идет : а) о богатых залежах торфа на болотах; б) о душевном богатстве людей; в) о богатом и животном мире лесов. 3. В произведении описываются события: а) времён первой мировой войны; б) периода Великой Отечественной войны; в) наших дней.
4. Тема произведения: 4. Тема произведения: а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе; б) взаимоотношения между людьми; в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей. 5. Повествование в произведении ведется от лица: а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было: а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата.
7. Смысл истории сосны и ели: 7. Смысл истории сосны и ели: а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду; б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота; в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей. 8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как: а) люди, попав в неё, теряли зрение; б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»; в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда: 10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда: а) принципа «Один за всех и все за одного»; б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я». 11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что: а) они напоминали ей о её собственном горе; б) собаке было страшно слышать этот вой; в) ей было их жалко.
12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил: 12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил: а) антитезу; б) аллегорию; в) сравнение. 13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется: 14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется: а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола. 15. В отрывке : « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется: а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора.
1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010. 1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010. 2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001. 3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001. 4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001. 5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68