На Волге
«Васильсурск». 1887 г. Этюд. Музей – усадьба В.Д.Поленова Голубое небо покрыто белыми кучевыми облаками. Это придает пейзажу радостный и нарядный характер.
«Пасмурный день на Волге».1888 г. Этюд. Частное собрание. Москва Низкий горизонт и высокое небо с гонимыми ветром облаками, а внизу бурлящая, словно «кипящая» река, в волнах которой отражается свет, прорывающийся сквозь тучи.
«Осень. Мельница». 1888 г. Этюд. Частное собрание. Москва Мельница изображается на фоне реки и лесистых холмов за нею. Природа словно ждет чего – то и застыла в молчании.
«Вечер на Волге». 1888 г. ГТГ Благодаря верно найденным отношениям белые тона как бы светятся, передавая борьбу угасающего света с надвигающейся темнотой.
«Вечер на Волге», 1888 год «Уголок в Плесе», этюд 1888 года«Вечер. Золотой Плес». Этюд «Волга. Баржи», 1890 – е годы
«Волга. Тихий день», 1895 «Серый день. Лес над рекой», этюд 1888Этюд к картине «Разлив на Суре», 1887 «В Плесе», этюд, фрагмент
«Вечер. Золотой Плес». 1889 г. «После дождя. Плес». 1889 г.Государственная Третьяковская галерея. И.И.Левитан ездил на Волгу в течение четырех лет, с 1887 по 1890 год, постепенно овладевая новыми для него мотивами и впечатлениями.С поразительной чуткостью переданы в полотне «Вечер. Золотой Плес» ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние золотисто – розового предзакатного света, нежное марево тумана.В картине «После дождя. Плес» большое развитие получила тема погоды и жизни людей. В пейзаже уже нет безмятежного покоя, а, напротив, все находится в движении – облака в небе, рябь на воде, борьба света и тени. Сложна и богата живопись и фактура этих произведений.
«Березовая роща». 1885 – 1889 годы.(Государственная Третьяковская галерея).И.И.Левитан оканчивал «Березовую рощу» под влиянием впечатлений от «царства берез» в окрестностях Плеса. От картины словно веет свежестью и запахами летнего солнечного дня в лесу.Об этой картине в искусствоведческой литературе нередко говорят как об образце «русского импрессионизма». С импрессионизмом ее роднят стремление к фиксации трепета пронизанного светом воздуха, фактурное богатство, фрагментарность композиции.
«Тихая обитель». Этюд. «Тихая обитель». 1890 год.(Частное собрание, Москва). (Государственная Третьяковская галерея). Наброски Кривоозерского монастыря в Юрьевце легли в основу картины «Тихая обитель», которая писалась в Плесе.Отличаясь своей колористической силой, эта картина во всей своей сюжетной и живописной концепции является прямым продолжением и своеобразным завершением картин волжского цикла.Показанная на 19 Передвижной выставке весной 1891 года «Тихая обитель» принесла И.И.Левитану общее признание. Отныне он знаменитый пейзажист, которого ценят и охотно принимают на выставки.А.Н.Бенуа, объясняя восторженный прием картины интеллигенцией Москвы и Петербурга, писал: «Казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало».
«Свежий ветер. Волга». 1890 г. Этюд. «Свежий ветер. Волга». 1891 – 1895 г.(Частное собрание, Москва). (Государственная Третьяковская галерея). Этюд, написанный на Волге в 1890 году, выполнен на дощечке красного дерева. Цвет дощечки придает общий тон всей красочной гамме. В картине этот общий тон заменен живописью чистыми и звучными красками и густым пастозным письмом по белому холсту.Эта веселая и торжественная колористическая гамма, ее мажорная цветность великолепно передают веселящую душу, будоражащую человека приподнятость состояния природы в ветреный солнечный день. Все полно жизни, веселого и сильного дыхания, ее ритма, который выражает этот свежий ветер среди водного простора.«Свежий ветер. Волга», отображающий природу в современной кипучести жизни, можно с полным правом назвать «индустриальным пейзажем» эпохи И.И.Левитана.
Спасибо за внимание