Тема: «Кружевные узоры» Украшения и фантазияСоставила: Газизова З.А., учитель Нововасюганской средней школы
Вид занятия: Работа в технике «граттаж» ( процарапывание )
Цели и задачи: знакомство с народными художественно-декоративными промыслами;формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации;развивать образное представление, фантазию;дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов;воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.
Сегодня на урок к нам пришёл Мастер Украшения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.Мастер Украшения учится у природы.
Давайте рассмотрим на примерезамечательных произведений художников. Как они в своих работах отражают красоту русского народного костюма в необыкновенных узорах орнаментов и кружев.Орнамент(в пер. с лат.- «украшение»)-узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов.
Различаются следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента:ленточныйорнамент в кругев квадратной или прямоугольной формесетчатый
И.Билибин"Вологодская девушка в праздничном наряде"
В.Васнецов «Три царевны подземного царства»
В.Суриков « Меншиков в Берёзове»
М.Врубель"Царевна-Лебедь"
Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь эти листики и цветы преображены фантазией художника! Например, художник после того как сконструировал форму кокошника- старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него.
Кокошник –женский головной убор
Украшения
Мастер Украшения – это художник, который создаёт украшения для человека.
Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
Художник создающий украшения, учится у природы, но не слепо её копирует, а перерабатывает своей фантазией. Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.
Снежинка –это творение природы.
Кружева – это творение рук человека.
Кружева –это сетчатые , узорные изделия. В России они появились в 17 веке.Самые известные Вологодские и Елецкие.Они самые лёгкие и изящные.Кружевами украшали сарафаны, головные уборы.
Окружают меня кружева:Одуванчик дрожащий едва,Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева- в стрекозиных крылахИ в летящих сквозных облаках,В паутине воздушной лесной,В невесомой тени вырезной.Кружит лист кружевной надо мной Заплелась кружевами трава-Кружева, кружева, кружева…
И сегодня в почёте плетение кружев.
Плетут их с помощью трёх инструментов:
Плетение кружева. Сидит мастерица, перебирает нити, перекидывает их через колышки-иголки, воткнутые в рисованный на бумаге узор.
Изделия кружевниц
Кружевные салфетки
Ажурные кружева
Рассмотрим эти кружева.Какие природные формы можно увидеть в них?
Так родилось декоративно -прикладное искусство.Декоративное искусство(в пер. с лат.- «украшаю»)
Поющее дерево.Панно. Кружево.
Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочтите их:
Работа над заданием. Придумать кружево ,похожее на снежинки, паутинки, звёздочки.Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книг и т.д.)Работа в технике « граттаж» (процарапывание).
Этапы выполнения задания: 1)Грунтовка листа.2)Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе..3)Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обвести по трафарету.
Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.
Итог урока. Экспресс – выставка.
Домашнее задание: Посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.