Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно и творчески. Способы изготовления казахских узоров чем-то напоминают древнее японское искусство оригами, но кроме складывания разными хитрыми способами материала, из которого делается узор, происходит еще вырезание. При разворачивании такого "оригами" возникают весьма интересные узоры. Но нельзя сказать, что они случайны. В этих узорах проявляется своебразный образный мир казахов. Тут можно встретить и "След верблюда" (Туьйе табан), и "Бараний рог" (Кошкар муьйiз), "Кость" (Жiлiншiк) и "Позвоночник" (Омыртка), и "Собачий хвост" (Ит куйрык. Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как "Зигзаг, Вода" (ирек, су), "Цветок" (гул) и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров.Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов. Насчет духов не знаю, но практическое применение орнаментов в современном творчестве, как мне кажется, вполне оправдано и необходимо. Нужны только умеренность и вкус.
Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено».Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта.
Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность масштабна, вбирает в себя отношение к окружающей действительности, к миру. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов.
Виды узоровРастительныеЗооморфныеКосмогоническиегеометрические
Элементы зооморфного узора
Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве и орнаменте относятся к началу XVI века. казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колесах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора «разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».