Выдающиеся памятники древнерусской письменности
Переводная светская литература Сборники афоризмов («Пчела») изречения или афоризмы, выбранные из св. Писания, сочинений отцов церкви, светских писателей греко-римской языческой древности касаются разных вопросов нравственной и обыденной жизни;название: подобно тому, как пчела собирает мед со множества разнообразных цветов, так и монахи трудолюбиво собирают меткие афоризмы и изречения из сочинений разных авторовПримеры изречений: "ни коня без узды возможно есть держати, ни богатства без ума (Пифагор); "мудра дума паче многих рук, мудрый паче крепкого (Диодор); Пример басни: «Волк, видев пастуха едущи чужи овци отаи (скрытно) в куче (в хижине), и рече: о, колико бысте голкы (шуму) съставили, оже бых то я сотворил!"
«Шестоднев» Естественнонаучные произведения традиционное обозначение библейского сказания о 6 днях творения;прозаический род литературной священной письменности, однако в нем есть и поэтические элементы ( сложная система рефренов);лаконизм и торжественная приподнятость стиля;
Исторические хроники и повести:«Александрия» жанр церковный по содержанию, "светский« по назначению, пришедший из Византии и Болгарии;роман о жизни и подвигах Александра Македонского.
Оригинальная светская литература «Повесть временных лет»первая дошедшая до нас летопись;ей предшествовали другие летописные своды:
Автор монах Киево-Печерского монастыря Нестор;сторонник единства и целостности Русской земли
Содержание охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом ;название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:« Повѣсть временныхъ лѣт черноризца Федосьєва манастыря Печерьскаго. Откуду єсть пошла Руская земля […] и хто в неи почалъ пѣрвѣє княжи»;вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях;источник по начальному периоду русской истории
Легенды древней Руси, дошедшие до нас, благодаря «Повести…»: о происхождении славян,об их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень,о столкновении славян с хазарами и варягами
о вещем Олеге о смерти Игоря и мести княгини Ольги
Значение «Повести…»: источник многих сюжетов; традиции лаконизма, патриотического пафоса. «Повесть…» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси». 14-й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград.
«Слово о Законе и Благодати Илариона» написано в 40-е гг 11 в. Иларионом;Полное название: «О законе Моисеом данеем, и о благодети и истине Иисус Христом бывший, и како закон отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа».
Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа. Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие „Слова“ Илариона. В своем роде это единственное произведение».Д.С. Лихачёв
«Житие Сергия Радонежского» Автор – идеал доброты и стойкостиИзображение Сергия Радонежскогона покрове XV века
Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <...> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».Святое видение отроку Варфоломею Михаил Нестеров
Основал Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV векРерих Н. К."Сергий Строитель" , 1940
Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих)
Общественное служение Сергия Радонежского Примирял враждующих между собой князей , уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Благодаря этому ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.Благословляя Дмитрия Ивановича, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. А. Н. Новоскольцев
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле Икона Сергия Радонежского работы В. М. Васнецова (1882) для церкви в Абрамцеве
«Поучение Владимира Мономаха» 11-12 вв;первая автобиография;первая светская проповедь;честный рассказ о своей жизни, предупреждение потомкам;единственное произведение, в котором поучение даётся не духовным лицом, а государственным деятелем; начинает традицию обсуждения этических вопросов.Владимир II Мономах, 1053-1125
В Поучении объединены несколько разнородных и разновременных фрагментов: 1. Наставление детям, адресованное наследникам, но обращенное и к более широкой аудитории.2. Автобиографическая летопись жизни Владимира Мономаха, охватывающая период с 1068 по 1117 гг. 3. Письмо («грамотица») к Олегу Святославичу, подводящее печальный итог междоусобной распре 1096 г., в которой от руки Олега погиб сын Мономаха В.М. Васнецов. Отдых князя Владимира Мономаха после охотыХудожественные особенностижанровая неопределенность; композиционная нерегламентированность, свободная от характерных для эпохи литературных традиций.
Значение Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года.
«Житие протопопа Аввакума» противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; главный идеолог русского старообрядчества;духовный писатель;родоначальник новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.Современная старообрядческая икона. Иконописец Ирина Никольская
Реформа Никона Взгляды старообрядцев
Жизнь Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме(миниатюра XIX века)Боярыня Морозова В. Суриков
«Сожжение протопопа Аввакума», 1897,Г. Мясоедов Сожжение протопопа Аввакума (старообрядческая икона)
Стилистическое своеобразие сочинения «…не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго» .впервые написано не после смерти святого, а при жизни им самим; автор и герой объединены в одном лице (по законам житийной литературы это невозможно);автор ведёт беседу с читателем;образец живого разговорного языка;крайний субъективизм;брань, восклицания, мольбы пересыпают речь. Речь глубоко эмоциональна;искренность чувств: «Милинькие мои! Аз сижу под спудом-тем засыпан. Несть на мне ни нитки, токмо крест с гойтаном, да в руках чотки, тем от бесов боронюся»;«красноглаголание" губит "разум", то есть смысл речи;сочетение церковной символики и народной поэзии
Тематическое своеобразие сочинения Вот как, например, он объясняет евангельские слова: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матфея, X, 16). Змеи мудры потому, что прячут голову, когда их бьют: "я их бивал с молода-ума. Как главы-то не разобьешь, так и опять оживет", а голубь незлоблив, так как, потеряв гнездо и птенцов, не гневается, а вновь строит гнездо и заводит новых птенцов: "я их смолода держал, поповичь я, голубятник был".круг тем и настроений ничем не ограничен: от богословских рассуждений до откровенного описания физиологических отправлений человеческого организма; от богословских вопросов до бытовых мелочей; высокие церковнославянизмы стоят рядом с площадной бранью;все сопоставляет со случаями из собственной жизни;свою речь называет "вяканием", свое писание - "ковырянием", подчеркивая этим безыскусственность своих сочинений;