Зал № 6. За границей Весной 1890 года художник первый раз поехал за границу. Знакомство с западным искусством и в Париже и в Италии, впечатления от иной природы обогатили живопись И.И.Левитана. Художник пишет ряд этюдов Венеции с ее каналами, Средиземное море, горы и уютные деревушки в Италии. Красив и эмоционален этюд «Весна в Италии» (частное собрание, Москва), изображающий улочку деревушки и замыкающие пейзаж гор.
«Венеция. Рива дельи Скьявони», 1890 годЧастное собрание, Москва Этюд «Венеция. Рива дельи Скьявони» изображает знаменитую набережную с Дворцом дожей и видимыми за ним зданиями. Почти монохромная, но очень богато разработанная в оттенках своих серых тонов, то теплых, розовеющих, то холодных, зеленоватых, гамма красок превосходно передает сам «воздух», атмосферу Венеции, «жемчужность» ее колорита, ее пропитанность влагой. Динамика изображения очень легка и этот легкий ритм удивительно верно передает то изящество, ту легкость, воздушность, которые свойственны Венеции и ее архитектуре, всегда, словно, вырастающей из воды.
«Канал в Венеции», 1890 годДнепропетровский государственный художественный музей В акварельном этюде «Канал в Венеции» не менее верно передает И.И.Левитан ее красочность и карновальность.
«Берег Средиземного моря», 1890 годГосударственная Третьяковская галерея Изображение кажется нам совершенно живым: движения волн, набегающих на берег и с шипением разливающихся по прибрежной гальке, влажность морского воздуха, полет чайки. По тонкости живописи, по свежести и непосредственности изображения, по его лирической содержательности это небольшое полотно может быть признано одним из лучших морских пейзажей в русской живописи.
«Озеро Камо. Италия», 1894 год. ЭтюдЧастное собрание, Москва В середине марта 1894 года И.И.Левитан вторично поехал за границу. Виды Корниша и озера Комо остались свидетелями этой поездки. Здесь главное – это громада гор, круто спускающихся к воде. Само озеро дано лишь как неширокая полоса воды, а домики у подножия гор на берегу озера смотрятся крохотными светлыми пятнышками. Зато горы грандиозны, их вершины задевают проходящие мимо облака, а над ними видно небо…
«Озеро Камо», 1894 годРусский музей Вероятно, именно внутренняя идейная содержательность этого этюда и побудила Левитана превратить его в картину. В ней философское содержание углубилось, но картина несколько утратила живую трепетность и тонкость живописи.
«Корниш. Юг Франции». Этюд, 1894 год, «Итальянский пейзаж», 1890 год «Озеро Комо. Набережная», 1894 год «Озеро Комо». Этюд, 1894 год
«Крепость. Финляндия». Этюд. 1896 г. «Остатки былого. Сумерки. Финляндия». 1897 г.(Частное собрание, Москва). (Государственная Третьяковская галерея). В 1896 году И.И.Левитан едет в Финляндию. Художник увидел природу Финляндии мрачной и сурово – трагической. Такое восприятие природы выразилось в создании цикла этюдов, по некоторым из которых были сделаны картины.Художник писал А.П.Чехову, что поехал в Финляндию в поисках «сильных мотивов». Эти мотивы он находит в изображении грозных крепостей и руин.Бывая за границей, И.И.Левитан вскоре начинал тосковать по любимой русской природе. Так весной 1894 года он писал Аполлинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».
«Цепь гор. Монблан». Этюд. 1897 г. (Гос. Третьяковская галерея). После перенесенного в феврале тяжелого приступа болезни сердца И.И.Левитан едет в начале апреля 1897 года лечиться за границу.По – настоящему его захватывает красота и величественность горных пейзажей. В письме Е.А.Карзинкиной он писал: «Сижу теперь у подножия Монблана и трепещу от восторга! Высоко, далеко, прекрасно! Взобравшись на вершину Монблана можно рукой коснуться неба!»В результате возникли такие прекрасные этюды, как «Цепь гор. Монблан» и «В Альпах».
Спасибо за внимание