Культура Древней Руси
План урока 1.Особенности культуры Древней Руси.2. Устное народное творчество.3. Письменность и грамотность.4. Литература.5. Зодчество и живопись.6. Художественное ремесло.
Устное народное творчество Что мы подразумеваем под термином УНТ?Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А. Васнецов. Три богатыря.Вы узнали отрывок?
Летописание Каждый крупный город вел свою летопись.Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».Летопись – погодная запись событий
Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголицаМиниатюра из рукописной книги.
Письменность и грамотность. Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Берестяные грамоты
Зодчество и живопись. Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра. План Киевав середине XII века.
Золотые ворота в Киеве Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностьюЗдесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид
Зодчество и живопись. Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Мозаики Софийского собора в Киеве Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Иконопись Иконы, как правило писались на липовой доскеСпецифика иконописного письма:Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение,фигуры не отбрасывают теней,свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
Иконопись Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве . Канон – свод положений, норм, правил.Мог быть “лицевым” и “словесным”
Софийский собор в Новгороде Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича. В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.
Художественное ремесло Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха
Художественное ремесло Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Воин в доспехах