Культура Древней Руси Устное народное творчество Письменность Литература Зодчество и изобразительное искусство Художественное ремесло Быт и нравы
Исторические условия формирования Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов )Достижения соседей ( финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар)Влияние Византии ( принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески)Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)
Устное народное творчествоБылина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей ( идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)
«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов.Микула Селянинович
Письменность и грамотностьВизантийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбукиГлаголица — одна из первых славянских азбук для записи церковных текстов на славянском языке.
Кириллица 43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:
Крещение Руси – развитие грамотностив Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло.Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплетыЯрослав Мудрый – развитие просвещенияСвятая София
Школа в Древней Руси
Первые русские книги – произведение искусстваПереплет – кожаный, деревянный ( прочесть «от корки до корки»)Инкрустация – золото, драгоценные камниМатериал – пергаментШрифт – каллиграфияПравила написания – уставИллюстрации – миниатюрыОрнаментКрасная строка
Древнерусская литератураЛетописи – запись исторических событий по годам.Слово – торжественное и поучающее обращениеЖития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых
Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципуIX в. – выписки из летописи князя АскольдаЛетопись Ольги и Святослава997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича1113 г. - «Повесть временных лет»
«Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион1 часть – восхваление идеи христианства2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизацииОбщая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире
Русь – страна городов «Гардарики»
Торжок, торг
Зодчество – искусство строить и украшать зданияДеревянное зодчество
Жилые помещения - хоромыБоярские хоромыКняжеские хоромы ( каменные) Чернигов.
Избы крестьян
Каменное стоительство. к.X в. - приезжие византийские мастеравизантийская архитектурная традиция989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы ( Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор ( Ярослав Мудрый)
Софийский собор в НовгородеЗолотые ворота в КиевеСтены древнего ИзборскаКиево-Печерский монастырь
Искусство украшения храмовМозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков ( смальты)Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы , святых апостолов
Художественное ремеслоЮвелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камнейСкань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность«Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв
Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)
Височные кольцаКолты – полые височные кольца
Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор
Техника черниОбычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму. Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле
Перегородчатая эмальНа золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.
… широкие браслеты, за которыми неверно закрепилось название «наручей» (вместо древнерусского обруча) с их богатой орнаментацией, круглые медальоны нагрудного украшения типа мониста или барм, перстни - принесли славу русским серебряника.Техника золочения, украшение камнями – так создавались изделия для знати.Колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков. Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Позднее на колтах появляются образы христианских святых.
Кузнечное дело, оружейники
Одежда простонародная
Одежда боярская и княжеская
Быт Древней Руси
http://rudocs.exdat.com/docs/index-9751.html Вахабова Ольга ВладимировнаУчитель истории, обществознания, МХКказенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа2012 г.