Наследие СССР в области региональной политики Урок №6 ОРР МКОУ СОШ № 13 Якименко Д.Ю. Чунояр 201216.08.2012
План урока1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.3. Региональные особенности кризисной экономики. 4. Перспективы региональной политики в Российской Федерации.
Причины и последствия распада СССР для региональной политикинасильственная дезинтеграция СССР привелак разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного; возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств; ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов; подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов »; беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т.п.
Дифференциация регионов Российской Федерациисильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям разделили регионы на три группы
К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке).
Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными.
К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.
Основные типы проблемных регионов слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.
слаборазвитые входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности
депрессионныенаиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов
экологически опасныеиспытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.
приграничныепринимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.
. Перспективы региональной политики в Российской Федерации• развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров);• более равномерное размещение топливно-сырьевых баз;• адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития;• формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков;• развитие трансграничного экономического сотрудничества.