«Черный квадрат» Малевича – загадка века ценой в миллион
Загадка«Серебряного века»
Рубеж XIX и XX веков в России ознаменовался расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии, который позднее и получил название «Серебряный век». «Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов.
Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира и его «нетленную» Красоту, символисты выразили тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Основные представители символизма в литературе — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, в изобразительном искусстве – М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, в музыке – А.Скрябин.
«Всё земное нам снитсяУтомительным сном…»
В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света.
Многие творцы «Серебряного века» были чужды тотальному новаторству. Они бережно относились к культурному наследию, черпали в нем темы, сюжеты, идеи творчества. Представители неоклассицизма возродили ушедшие в прошлое образы античности, барокко, классицизма.
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.
Ф. Шехтель. Особняк С.П.Рябушинского.Ярославский вокзал.В. Ф. ВалькоттГостиница «Метрополь»
«Мир искусства» - художественное объединение, созданное в 1898 г. в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С.П.Дягилевым. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
«Финал» из балета «Жар-птица»И.Стравинский (1882-1971)С. Дягилев (1872-1929)
Ярким явлением среди многочисленных течений и направлений в искусстве «Серебряного века» был авангард, объявивший войну искусству прошлого. Представители авангарда ( К.Малевич. В.Кандинский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, С.Прокофьев и др.) полагали, что наступивший XX век требует новых подходов к творчеству, его смыслу и форме выражения.
Каждый молод молод молодВ животе чертовский голодТак идите же за мной...За моей спинойЯ бросаю гордый кличЭтот краткий спич!Будем кушать камни травыСладость горечь и отравыБудем лопать пустотуГлубину и высоту.Ветер, глины, соль и зыбь!Каждый молод молод молод В животе чертовский голодВсё что встретим на путиМожет в пищу нам идти.
С первых же своих шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм.
«И вот я сам занят вглядыванием в тайну его черного пространства»К.Малевич
Западная ЕвропаРоссия
Тест №1Проведи соединительные линииА.СкрябинВ.ХлебниковА.БелыйК.МалевичМ.ВрубельА.АхматоваК.СомовСимволизмФутуризмАбстракционизмНеоклассицизм
М.Врубель В.Серов В. Борисов-Мусатов В.Васнецов И.Левитан
Тест №1Проведи соединительные линииА.СкрябинВ.ХлебниковА.БелыйК.МалевичМ.ВрубельА.АхматоваК.СомовСимволизмФутуризмАбстракционизмНеоклассицизм
Тест №2
Вопросы и задания Согласны ли вы с высказыванием К.Малевича: «Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче ее сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина»? Ответ обоснуйте. Подготовьте фрагмент экскурсии «Искусство «Серебряного века».