БАЛЕТ 20 ВЕКА
Чтобы соответствовать эстетической концепции Серебряного века, балету были необходимы реформы, начало им положил хореограф Большого театра А.А.Горский. Он выдвинул хореографическую драму, в которой сценическое действие выражал танец. При Горском сложились индивидуальности В.А.Каралли, С.В.Федоровой, А.М.Балашовой,, М.М.Мордкина.
М.М.Фокин: ввел в классический танец элементы свободной и фольклорной лексикисочинил новый тип спектакля – одноактный балет со сквозным действием, стилевым единством музыки, хореографии и сценографии на смену монументальному спектаклю пришел одноактный балет-миниатюра
важное значение Фокин придавал сценографии, художники, оформлявшие постановки Фокина, стали их полноправными соавторамиуспеху его балетов способствовало творчество танцовщиков: А.Павловой, Т.Карсавиной, А.Р.Больма.
Русский балет Дягилева Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) —русский художественный деятель, первый балетный импресарио 20 века, который прославил русское искусство за рубежом.
Русский балет Дягилева, или Ballets russes, — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты, взрастив целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина
Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.
Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева.
РУССКИЕ БАЛЕРИНЫ
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.
Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская (1872-1971) -известная балерина.
Марина Тимофеевна Семёнова — русская балерина, балетмейстер, народная артистка СССР
Галина Сергеевна Уланова (1909 - 1998) — выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета.
Ольга Васильевна Лепешинская (1916 - 2008) — выдающаяся советская балерина, педагог, народная артистка СССР
Майя Михайловна Плисецкая (род. в 1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР
Ульяна Вячеславовна Лопаткина-Корнева (род. в 1973) — русская балерина, прима Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Народная артистка