Тверские рукописи и иконы Текст и фото для презентации любезно предоставил Павел Сергеевич Иванов, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета
Тверской кремль в альбоме Адама Олеария Это первое известное нам графическое изображение Твери, относящееся к началу 1630-х годов. В альбоме голландского путешественника Адама Олеария есть также и изображение Торжка. Увы, ничего более раннего не сохранилось.
Евангелие 1417 года Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. К сожалению, они редко украшены миниатюрами, а основная их красота – в заставках и инициалах. Одна из древнейших сохранившихся рукописей – Евангелие 1417 года из Спасо-Преображенского собора в Твери богато украшенное заставками в тератологическом (зверином) стиле. Сплетенные фантастические животные предваряют тексты всех четырех евангелий. Такой стиль был очень популярен в XIII – XIV вв.
Евангелие 1434 года Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходит в конце XIV в. В Твери много рукописей, оформленных в этом стиле, имитирующем плетенку. Некоторые из них написаны на Афоне и в Константинополе. Таково, например, Евангелие, переписанное в монастыре Пантократор на Афоне и вложенное в 1434 году в монастырь Благовещения на Перемере в Твери.
Рукопись Авраамия Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на Афоне тверичом по имени Авраамий, попала в Савин тверской монастырь. Об этом и сообщает надпись на ее последнем листе.
Киево-Печерский патерик С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся список «Киево-Печерского Патерика» - замечательного памятника древнерусской культуры. Арсений как постриженик этой обители, видимо, желал построить в Твери что-то подобное Киево-Печерской Лавре. Основанный им Желтиков монастырь имел те же храмы, что и монастырь в Киеве, а в 1406 году по заказу епископа на пергамене был выполнен дорогой список «Патерика» в особой «Арсениевской» редакции.
«Хроники Георгия Амартола» Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во второй из них – списке «Мерила Праведного» миниатюра практически утрачена. Зато список «Хроники Георгия Амартола» начала XIV века уникален. Перевод византийской исторической хроники украшают 129 миниатюр, из которых 107 выполнены в начале XIV столетия.
«Хроники Георгия Амартола» Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с матерью Ксенией (лик её утрачен). Это практически прижизненный портрет святого князя.
«Хроники Георгия Амартола» На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник» - то есть «амартол – грешник с греческого), пишущий хронику. На миниатюрах есть имя художника – его звали Прокопий.
Древние тверские иконы Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIII до первой половины XVI века и не менее того икон более позднего периода, но еще генетически связанных с тверской школой. Древних из них – единицы. К таким относятся иконы XIII-XIV вв.
Икона «Борис и Глеб» Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде в Савво-Вишерском монастыре. Этот монастырь основан в XV в. сыном тверского боярина Саввой Бороздиным. К Савве приходили его родственники, делали в его монастырь вклады. Икона очень традиционных форм, подобных ей около пяти-шести из разных городов Руси. Святые князья изображены в анфас, держат в руках мечи – атрибуты княжеской власти и кресты – символы мученической кончины.
«Архангел Михаил» Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до революции в тверском епархиальном древлехранилище. Икона также имеет немало аналогий в искусстве того времен, датируется широко – XIV век. Обращают на себя внимание при всей условности приемов иконописца мощь образа, большие сильные белильные мазки – «пробела», разбеленные краски. Эти приемы будут сопровождать всю тверскую иконопись до XVII века.
«Спас» Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к ней применимо все вышесказанное. Этими образами и оканчивается собственно классика тверской школы, её истоки.
Иконы XV века Расцвет тверской иконописи относится к XV веку, когда число сохранившихся икон резко возрастает и исчисляется уже десятками. Назовем некоторые из них. Две иконы из села Васильевское под Старицей: «Богоматерь Одигитрия» и «Рождество Богородицы» - обозначают начало нового увлечения тверского искусства, появившегося в 1390-х гг. и связанного с именем святого Арсения епископа Тверского. Арсений приехал из Киева и привез множество икон, а, возможно, и мастеров - болгар и сербов. С этого времени распространяется их влияние на тверское искусство.
Иконы XV века Не забывали и о греках, немало икон ориентировано на современное им греческое искусство. К таким относятся две иконы из села Ободово Спировского района. Одна из них – «Богоматерь». Икона очень близка к лучшим образцам византийского искусства 1 четверти XV в.
Иконостас Спасо-Преображенского собора Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» - иконостас Спасо-Преображенского собора в Твери, созданный в 1 половине XV в. Найдена часть его икон в Кашине, но туда они попали в XVII веке, а происхождение их из Твери сейчас не вызывает сомнений. Иконостас состоит из 27 сохранившихся икон (их было около 40) деисусного, праздничного и пророческого чинов.
Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврам всего русского искусства и по уровню письма мало уступают образам Рублева и Дионисия.
Иконостас Спасо-Преображенского собора Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этим же мастером, но в более свободной, легкой манере.
Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы очень тверские по приемам письма, вместе с тем, они находят аналогии в греческом искусстве начала XV века.
Иконы XVII века Завершить краткий обзор тверского искусства следует иконами XVII века. На одной из них изображены князь Михаил Тверской и княгиня Ксения – мать князя. Икона словно копирует выходную миниатюру «Хроники Георгия Амартола» (при этом нужно помнить, что самой рукописи в это время в Твери уже не было – значит была традиция такой иконографии). Святые держат в руках град Тверь в том виде, в каком он был в третьей четверти XVII века.