Канон православной иконыГруппа 1
Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне
Требования канона Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и выделяющимися краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями грунт – левкас.По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.
Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси (кальки с контурами лика)
Определенная последовательность нанесения красочного слоя
Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в другаВ последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ нанесением света и теней.
Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой — щит из деревянной доски (или кусок холста) — является ее основой. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Икона — это окно в священный (сакральный) мир Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зренияОбратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого.Икона - это окно в горний мир Духа
Символы иконописи Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие; большие глаза — проникновение в божественные тайны; тонкие губы — аскетизм; удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний; наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему; чуть склоненная фигура — покорность воле Божией.
Именословное перстосложение С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа.Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос).
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому «означает» или символизирует свет.
Строгость, покой, умиротворение….
Литература Иконы, иконописцы, иконопись http://www.artrussian.com/icon.htmlИменословное перстосложение - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/432375Пишем икону //Ступени, 2007, № 2(26)Православная иконопись - http://www.ortodoxicona.ru/Православный канон и икона – http://www.icon-favor.ru/?page=1096Православные иконы http://www.xpampx.ru/article/pravoslavnye_ikonyУспенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви – М.: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997