Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. У Валентина рано проявились художественные способности. Сначала его учителем был А.Кемпинг, а затем И.Репин.
В Академии у Серова появились первые друзья. Ими стали М. Врубель и В. Дервиз. "Октябрь. Домотканово" 1895"ПортретМарии Львовой" 1895
Москва Показанные на VIII периодической выставке, состоявшейся в Москве в декабре 1888 года, три его работы - "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем" и "Заросший пруд. Домотканово" - возвестили о рождении нового самобытного мастера.
"Заброшенный пруд. Домотканово"
"Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?" - спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. "Не признаю, - ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные". На фоне картин с оттенком гражданской скорби "Девочка с персиками" Серова оказалась удивительным открытием - открытием возможности радоваться безотносительно прекрасному - свету, весне, юности - тому, что восхитительно "само по себе", вне каких-либо соображений морали или "гражданственности".
В 1887 году Валентин Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой, вскоре у них появляются дети. Своих сыновей Юру и Сашу Валентин Серов нарисовал позднее на картине "Дети".
Семья Серова Молодая семья Серовых жила довольно стесненно. Чтобы поправить положение, Серов с начала 1890-х годов принялся писать на заказ и быстро превратился в самого модного портретиста своего времени. Богатейшие люди стояли к нему в очередь, несмотря на то, что, по общему мнению, "писаться" у Серова было опасно - он не занимался украшательством моделей. "Модель"1905, Третьяковская галерея"ПортретСофьи Боткиной" 1899"Портрет княгини Юсуповой" 1902
"Эксклюзивным" его заказчиком стала императорская семья. Заказы художник не считал скучной работой и выполнял их с увлечением: "Заказ как-то подстегивает и поднимает энергию, - признавался он И. Грабарю, - а без него вконец обленишься"."Великий князь Павел Александрович« 1897Портрет Императора Николая Второго"Портрет Николая II"1900
"Мика Морозов" 1901Третьяковская галерея,"Портрет княгини Ольги Орловой" 1911
С Коровиным же он сохранил дружбу на всю жизнь - они не однажды отправлялись в совместные поездки, много работали рука об руку. Приятели в шутку называли их - Коров и Серовин.
Идейный реализм О том, что такое "идейный реализм", с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: "Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать", а мы отвечали – "нет, важно, как написать". Но большинство было на стороне "что написать": нужны картины "с оттенком гражданской скорби"... Ученики Училища живописи были юноши без радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали их головы. Прекрасную жизнь в юности не видели. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять... Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией... Мы допытывались, что с ним случилось. "Сюжеты все вышли", - отвечал он нам со вздохом отчаяния". Серов с самого начала оказался на стороне "как написать".
Портрет художника И.И.Левитана Портрет художника И. С. ОстроуховаПортрет композитора Н. А.Римского-Корсакова. На исходе 1890-х годов к Серову пришла настоящая слава. С 1897 года он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - сначала преподавателем натурного класса, а потом - портретного. Немногословный, замкнутый, серьезный, абсолютно честный - Серов вызывал неизменное уважение.
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы ("М.Горький", 1904; "М.Н.Ермолова", 1905; "Ф.И.Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910). Портрет А.М. Горького. Портрет Ф. И. ШаляпинаПортрет М. Н. Ермоловой
В его творчестве в целом возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси", с 1900; картина "Петр I", 1907).
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы";обе – 1910). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы "Юдифь" А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).
Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи.
Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово. Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки. Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Он вернулся в Москву. "Его бравурность меня смущает, - писала мать художника. - Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Ранним утром 22 ноября (5 декабря - по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ещё при жизни…. Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили — кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.
"Каждый холст Серова был и остается праздником для тех, кто любит и ценит искусство. Его живопись несет нам радость откровения. Она не просто отражает видимый мир — она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют, ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками..." (Волынский Н.Е.)