Архитектурный облик религиозных центров Магнитогорска Автор: Плотников Александрученик ? «а» класса МОУ «СОШ №5 УИМ» Научный руководитель:Матвеева Валентина Анатольевнаучитель ИЗО и МХК МОУ «СОШ №5 УИМ»
Православные храмы г.Магнитогорска Свято-Никольская церковь пос. Дзержинского Свято-Вознесенский собор Михайло-Архангельская церковь пос. Димитрова Соборная мечеть г.Магнитогорска
Михайло-Архангельская церковь Видеосъемка Михайло-Архангельской была проведена до реконструкции главного купола церкви (купол храма покрыт золотом) Форма Базилика (корабль)
Храм Святителя Николая Чудотворца
Свято-Вознесенский собор
Соборная мечеть
Словарь архитектурных терминов Разработанный на примерах храмов Магнитогорска ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (церковь –это храмв христианстве)
Апсида Апсида (абсида) – выступ здания, обычно полукруглый или граненый, перекрытый полусводом конхой). В христианской архитектуре – алтарный выступ, как правило, размещенный в восточной стороне храма.
У храма может быть одна или несколько апсид. Часто у русских храмов возводятся три апсиды. В этом случае в центральной апсиде помещается собственно алтарь, а в боковых – дополнительные помещения: дьяконник и жертвенник. Три апсиды могут сливаться в один трехчастный выступ – такой прием часто встречается у храмов XVII века – начала XVIII века. Апсида (одна)Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского Апсида (три)Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова Апсида (три)Свято-Вознесенского собора
Византийская мозаика - мозаика, составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц. Мозаика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Возрождением русской мозаики занимался М. В. Ломоносов.Сегодня мозаика широко применяется для отделки интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.
Восьмерик Восьмерик – восьмиугольное сооружение или часть сооружения.В русской архитектуре восьмерик часто ставился на четырехугольное основание (четверик). Восьмерик лежит в основе большинства колоколен XVII века.
Восьмерик колокольни начетырехугольном основании(четверик) Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова
В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Мозаика в оформлении внешнего убранства Свято-Вознесенского собора
Глава Глава – наружное завершение церковного барабана. Главы могут быть различной формы. Древняя форма главы – шлемовидная, позднее распространились луковичные главы. В архитектуре барокко и классицизма могли принимать формы вазона, шара и др.
Глава (луковичная)Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского Глава (шлемовидная)Свято-Вознесенского собора Глава (луковичная)Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова
Ласточкин хвост Ласточкин хвост – вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.Ласточкины хвосты проникли в русское зодчество из итальянской архитектуры с архитекторами, возводившими стены и башни московского Кремля. «Ласточкиным хвостом» называют также особый способ соединения элементов конструкции – бревен, брусьев, плит и т. п. – с помощью трапециевидных деталей.
Зубцы «ласточкин хвост» в оформлениипритвора западной стороныСвято-Никольской церкви пос. Дзержинского
Киот Киот – небольшая архитектурно-оформленная ниша на фасаде здания для размещения иконы.
КиотСвято-Вознесенского собора КиотМихайло-Архангельской церкви пос. Димитрова
Колокольня – башнеобразное сооружение с одним или несколькими ярусами для подвески колоколов.Колокольня может быть расположена отдельно от храма или же включена в его композицию. Другое сооружение для подвески колоколов – плоское в плане, не имеющее характера башни, называют звонницей.
КолокольняСвято-Никольской церкви пос. Дзержинского колокольняСвято-Вознесенского собора КолокольняМихайло-Архангельской церкви пос. Димитрова
Икона – предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых.
Икона (Архангела Михаила в киотенад западным входом)Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова Икона (роспись Николая Чудотворца в нише апсиды с восточной стороны ) Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского Икона (Вознесение Господне в киотенад главным входом)Свято-Вознесенского собора
Словарь архитектурных терминов МЕЧЕТИ Разработанный на примере соборной мечети Магнитогорска
Мечеть (араб. مسجد — масджид — место поклонения, тат. мәчет) — мусульманское культовое сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.
Соборная мечеть Соборная мечеть-мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной.Магнитогорская мечеть является соборной мечетью.
Минарет Минарет (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних – внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами. Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов.
Кибла Кибла – стена направленная в сторону Каабы (кааба- мусульманская святыня в виде кубической постройки, во внутреннем дворе Запретной Мечети)
Полумесяц со звездой — служит символом и знаменем Оттоманской империи и ислама.Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался турками Малой Азии до возникновения ислама. По результатам археологических исследований, полумесяц со звездой встречается на монетах Тюркского каганата 1500-летней давности.