ПОЭЗИЯ ВОСТОКА Работу выполнила ученица 7а класса Кирасирова Амина.Учитель : Кирасирова Хавва Вильдановна
Цель проекта Изучить выдающихся восточных поэтов средневековья и их творения.
Главный вопрос Каковы произведения восточных лириков?
МЕНЮ Рудаки;Ибн Сина;Насер Хасров;Омар Хайям;Саади;Рами;Кумол;Дожами;
Абу Абдаллах Джафар Рудаки Годы жизни:860-941гг.Один из главных зачинателей восточной поэзии, родился в селе Панджруд. Высшей славы и известности достиг при дворе Сасанидских правителей Бухары, но в конце жизни попал в немилость и вынужден был вернуться в родной кишлак, где и скончался. Поэтическое наследие его, по одной версии, насчитывает свыше 130 тысяч двустиший, по другой-1300 тысяч, однако до нашего времени дошло не многим более 1000 бейтов. В своем творчестве Рудаки широко использовал самые разнообразные поэтические жанры-касыды, газели, рубаи и т.д. Для его поэзии характерен ярко выраженный гуманистический пафос, лаконичность и простота стиля.
На имя славное его походит солнечный восход,Луна - как кубок на перу, который шах во здравье пьёт.Сама счастливая судьба вождя к свершениям ведет.Все благоденствие земли – его заботливости плод.Здесь страждущий плодов отрадных не найдет.Коварен этот сад, неверен этот свод.Садовник жизнь твою, как ветвь сухую, срежет,И вихрь листву твою сорвет и унесет.
Ибн Сина Абу Али ХусейнГоды жизни: 980-1037гг.Ученый-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Писал на арабском и таджикском языках. Оставил огромное научное наследие – около 300 сочинений, среди них «Канон врачебной науки», который в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Поэзия Ибн Сины отличается глубоким содержанием, необыкновенной ясностью мысли.
С двумя-тремя ослами близ мечети,Что мнят себя премудрыми на свете,Кажись ослом , чтобы тебя гяуром Не объявили вдруг невежды эти. Когда с моим врагом мой друг находит лад, Такого друга я оставить буду рад.Сидевшей на змее ты мухи стерегись И меда сторонись, попал в который яд.
НАСИР ХОСРОВ АБУ МУИНГоды жизни: 1004 – 1072ггРодился в Кабадиане. Являлся автором многочисленных философских трактатов, прозаических и поэтических произведений, в которых выступал страстным защитником интересов крестьян и ремесленников, не принимая и резко критикуя антинародную политику сельджукидских правителей Средней Азии и религиозные постулаты официального ислама.
ДВУЛИЧИЕСлова, которые пошли с делами врозьИ жизнь в которые вдохнуть не удалось, - На дыню «дастамбуй» похожи, как ни грустно:Она – красавица – душиста, но безвкусна…Благоразумному указываю путь:Игральным шариком иль мячиком не будь!Польстив играющим, в низкопоклонстве пылкомМяч обращен ко всем лицом, а не затылком.А ты не сей того, что пожинать не рад, Те не болтай слова, что самому претят.
ОМАР ХАЙЯМ ГИЯСАДДИНГоды жизни: 1048 – 1122гг.Поэт, математик, философ и астроном; родился в Нишапуре. Широкую известность сначала получил как автор математических трудов, в дальнейшем создал ряд работ в самых различных областях науки, содержащих ценнейшие открытия, не потерявшие своего значения и поныне. Как поэт прославился четверостишиями – рубаи, доведя этот сложный поэтический жанр, содержащий глубокий философский смысл, до высочайшей степени совершенства.
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить.Можешь пить свою желчь до скончания жизни:Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить. Тот, кто с юности верует в собственный ум,Стал в погоне за истиной сух и угрюм.Притязающий с детства на знание жизни,Виноградом не став, превратился в изюм.
СААДИ(МУСЛИХАДДИН АБУ МУХАММЕД АБДАЛЛАХ)Годы жизни: 1210 – 1292ггРодился в Ширазе, более двадцати лет странствовал по восточным странам, результатом чего явились книги «Бустан» и «Гулистан», в которых он рассказал о жизни трудового народа – дехкан, торговцев и ремесленников. Именно эти книги и принесли ему славу великого поэта-гуманиста, поборника прав обездоленных и угнетенных.
О СМИРЕНИИИз тучи капля долу устремиласьИ, в волны моря падая, смутилась.«Как я мала, а здесь простор такой…Ничто я перед бездною морской!»Она себя презрела, умалила;Но раковина каплю приютила;И перл, родившийся из капли той,Царя венец украсил золотой.Себя ничтожной капля та считала – И красотой и славой заблистала.Смиренье – путь высоких мудрецов, Так гнется ветвь под тяжестью плодов.
РУМИ ДЖАЛАЛЕДДИНГоды жизни:1207 – 1273гг.Родился в Балхе. Автор знаменитой поэмы «Маснави», в которой дал образное толкование основных положений суфийской философии. Свои сложные теоретические положения он иллюстрировал притчами, баснями, небольшими рассказами, многие сюжеты которых перекликались с широко известными фольклорными мотивами, что и делало эту поэму подлинной энциклопедией народной жизни. Руми являлся автором «Великого Дивана» («Девани кабир»), многих газелий , которые он «подписывал » именем своего друга Шамса Тебрези.
СПОР ГРАММАТИКА С КОРМЧИМОднажды на корабль грамматик сел ученый. И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:«Читал ты синтаксис?» - «Нет», - кормчий отвечал.«Полжизни жил ты зря!» - ученый муж сказал. Обижен тяжело был кормчий тот достойный,Но только промолчал и вид хранил спокойный.Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл, И кормчий бледного грамматика спросил:«Учился плавать ты?» Тот в трепете великомСказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом!» - «Увы ученый муж! – промолвил мореход. –Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет! »
КАМОЛ ХУДЖАНДИ (КАМОЛОДДИН ИБН МАСУД)Годы жизни: ? – 1400г.Родился в Ходженте, впоследствии жил и умер в Тебризе. В истории восточной литературы вошел по преимуществу как мастер газелей, в которых воспевал любовь, верность и дружбу. В поэзии Камола особенно ощутимы традиции народной песни, а мотивы протеста, которые звучали во многих его произведениях, отражали бунтарский характер мировоззрения самого поэта.
Едва подует ветер с гор – он лепестки цветов сорвет, Вода в арыках забурлит – роса на розу упадет.Расцвета розы ждет нарцисс – он тоже расцветет тогда, Молчат самшит и кипарис, лишь соловей поет тогда.Хвала тому, кто услыхал дыхание садов весной, Познал благоуханье роз и соловьиный зов ночной.Придет красавица в луга сказать, что я недаром жду,Что плод желания созрел и роза расцвела в саду.Но каждый, кто хоть раз видал её лицо в тени волос, Теряя разум, забывал и кипарис, и запах роз!Уста затмить своей красой напрасно пожелал цветок , С куста садовник рвет цветы, и ветер к лепесткам жесток…Камол, пусть вянет жизнь твоя, как вянут от ветров цветы,Обрел ты счастье на земле – цветные розы видел ты!
ДЖАМИ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАДГоды жизни: 1414 – 1492гг.Поэт, ученый, философ; родился в Герате. Являлся автором знаменитой «Семирицы» - семи поэм, большого количества газелей. рубай и бейтов. Имя его было широко известно в Герате, и сам поэт пользовался огромным влиянием в городе, что давало ему возможность оказывать покровительство многим деятелям культуры того времени.
Когда ты попадешь ногой в змеиную нору,Здесь милосердье, дорогой, и жалость – не к добруНе жди шипения змеи, не верь ее слезам…Немедля гадину дави, не то погибнешь сам!Хвалиться попусту, друзья,Глупей, чем ночью темной Искать следы от муравьяВо мху скалы огромной…Но в тайнике души моей,Я вам признаюсь прямо,Забраться будет потрудней, Чем вырыть носом яму…
ВЫВОД: Произведения всех восточных поэтов проникнуты глубоким философским смыслом. Они нравоучительны и содержательны.