Высокий ренессанс в Венеции
Венеция расположена необычно – на архипелаге,насчитывающем свыше ста островов.
Город изрезанканалами,которые частозаменяют улицы.
Как никакой другой город, притягивала Венециярусских поэтов.Как на древнем, выцветшем холсте,Стынет небо тускло-голубое...Но не тесно в этой теснотеИ не душно в сырости и зное. Восемь лет в Венеции я не был...Всякий раз, когда вокзал минуешьИ на пристань выйдешь, удивляетТишина Венеции, пьянеешьОт морского воздуха каналов.Эти лодки, барки, маслянистыйБлеск воды, огнями озаренной,А за нею низкий ряд фасадовКак бы из слоновой грязной кости,А над ними синий южный вечер,Мокрый и ненастный, но налитыйСиневою мягкою, лиловой, -Радостно все это было видеть!Город чудный, чресполосный -Суша, море по клочкам, –Безлошадный, бесколесный,Город – рознь всем городам!Пешеходу для прогулкиСотни мостиков сочтешь;Переулки, закоулки, – В их мытарствах пропадешь.Вместо улиц – коридоры,Где народ валит гуськом.Зданья – мраморные горы,Изваянные резцом.Здесь – прозрачные дороги,И в их почве голубойОтражаются чертоги,Строя город под водой.
Символом городасталСобор св. Марка,возведенныйв XI веке.
Центробщественнойжизни –площадьперед собором.
Сама природаВенеции толкалахудожниковна поиски особогоколорита.Я. Тинторетто.Битва архангелаМихаилас сатаной.2 половина XVI века
Именно здесьвпервые в Италиипоявилисьмасляные краски,которые готовилипо рецепту Я. Ван Эйка.Тициан.Мария во славе с Иисусоми ангелами, святымиФранциском, Альвизиеми донаторомЛуиджи Гоцци.1520
Для получения глубокогонасыщенного тонаДжованни Беллини,прозванный Джамбелино,использовал сочетаниемасляных красоки темперы.Дж. Беллини.Портрет дожаЛеонардо Лоредано,1501-05
Окончательное освобождение масляной живописиот традиций фрески и темперыпроисходит в творчестве Джорджоне и Тициана.Джорджоне. Спящая Венера, 1508-10
Самым ярким художникомвысокого венецианскогоВозрождения сталТициан Вечеллио(1477-1576).Тициан.Динарий кесаря,ок. 1515
Его краски до сих пор ярки и свежи.Тициан. Мария с младенцем (Цыганская Мадонна), ок. 1512
Тициан, словно скульптор, смело лепит форму.Тициан. Венера, завязывающая Амуру глаза, ок. 1565
Умелыепрозрачныелессировкине скрываютподмалевка,и местами дажеобнажаютфактуру холста.Тициан.Молодая женщиназа туалетом,ок. 1512-15
Живописец умелоиспользовалвозможностивертикальногоформата картины.Тициан.Мученичество св. Лаврентия,1548-59
Идея тщетычеловеческойжизни,тленности всехземных ценностей,яростно подхватиткультура барокков натюрмортахVanitas.Тициан.Тщета земного(Vanitas),ок. 1515
В его мифологических картинах действуют не античныебоги и герои, но современные ему итальянцы.Тициан. Даная, ок. 1545-46
Да и христианскиесвятые у неговсегда простыи человечны.Тициан.МолящаясяБогородица,1550
Необычайно тонкопередает Тицианвнутренниймир человекав портретах.Тициан.Портрет Павла III,1543
Тициан.ПортретимператрицыИзабеллыПортугальской,1548
Тициан.ПортретВиченцо Мости,ок. 1520
Тициан.Флора,ок. 1515
Колорит Тицианаскоро стал примеромдля подражания.Прекрасно соединилего находкив области цветаи светас точностью рисункаЯкопо Тинторетто.Я. Тинторетто.Автопортрет,1588
Полотна Тинторетто прокладывают путь в искусство барокко.Я. Тинторетто. Музицирующие женщины, 2 половина XVI века
Именно в творчестве Я. Тинторетто прием«косой перспективы» получил наиболее яркое воплощение.Я. Тинторетто. Тайная вечеря, 1592-94