Сборник валеологических упражнений
Аннотация Педагоги смогут повысить свое профессиональное мастерство, сберечь здоровье учащихся, сделать уроки эмоционально насыщенными, живыми и интересными. В сборнике собран в целостной системе ценный методический материал. Здесь даются подробные разработки:- физкультминуток с дифференциацией по урокам;- психотренинговых игр;- адаптированных к начальной школе оздоровительных упражнений;- пальчикового игротренинга;дыхательной гимнастики и массажа.Учителя также найдут материал для работы с родителями учащихся: в сборнике описаны комплексы упражнений, которые должен выполнять ребенок во время выполнения домашних заданий.Сборник адресован учителям, воспитателям, родителям.
Содержание ВведениеФизкультминуткиИгры и упражнения для укрепления здоровья детей.«Оживлялки» для снятия перегрузки всех систем организма.Пальчиковый игротренинг в начальной школе.Дыхательная гимнастика.Психогимнастика.Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела.Комплекс упражнений для уроков изобразительного искусства, развития речи, математики.
Введение Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности, В тоже время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день а в неделю — от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте.
Задачи: снять психическое напряжение у учащихся, путём переключения на другой вид деятельности;добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;возбудить у детей интерес к - занятиям физическими упражнениями;сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Игры и упражнения для укрепления здоровья детей Игры и упражнения на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Оживлялки Это – средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ Пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.
Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее
Дыхательная гимнастика Для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Психогимнастика Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функции (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).
Комплекс оздоровительных мероприятийдля мышц тела Позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Комплекс упражнений для уроков изобразительного искусства, развития речи, математики Упражнения до начала уроков обеспечивают быстрое включение школьников в активную работу, помогают удерживать правильную позу за партой, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Литература. Брехман И.И. «Валеология- наука о здоровье». Физкультура и спорт. 1990г.Бехин Н.Б. Практические занятия по психологии – М:Просвещение, 1972. 200 с.Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления / Начальная школа. – 1992. - №1- с.2-3Бурмистрова Н.И. « Физкультминутки - активный отдых на уроках». //Начальная школа.с. 39-41 № 5,1989г.Исаев А.- « Если хочешь быть здоров». М., Физкультура и спорт. 1998г.Кайков Г.Д. «Работа с ослабленными детьми». Физическая культура в школе. 1995г.6,стр78.Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» Москва. «ВАКО», 2005г.(240стр).Кондратьева М.М. « Звонок на урок здоровья». Просвещение: М.,1991г.Кузьмин П.П. « Наш семейный доктор». М., Мир книг.2001г.Лаптев А.А. « Закаляйтесь на здоровье». М., Медицина. 1991г.Лисицин Ю.Г. « Образ жизни и здоровье населения».Знание. 1987г.Макурочкина М.М. « Массаж для пальцев» Начальная школа №6,1990г. с31-32Милейко В.Ф. « Игры и упражнения для укрепления здоровья детей». Педсовет№4.2006 с.3-5« 135 уроков здоровья» Москва « ВАКО» 2004г. (240стр.)Пензулаева Л.И. « Физкультурные минуты». Начальная школа №10,1987г, с.54-59Пензулаева Л.И. « Физкультурные занятия с детьми». Москва. « Просвещение». 1998г.Полиевский А.А. « Физкультура и закаливание в семье». М., Медицина 1984г.Ряховская К.В. « Игровые упражнения на релаксацию ( мышечное расслабление). Начальная школа №5-6, 1992г, с.7.Соловьёв Г.М. «Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры» Ставрополь СГУ. 1998г.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. « Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ «Апрель» № 2003г.,127стр.Филинкова О.В. « Моё кредо - быть здоровым». Физкультура в школе. 1997г.