АУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Согласие» г. Ишима» РУКИ ПОМОЩИ (профилактика суицидов среди несовершеннолетних) Докладчик: Смирнова Н.Л., зав. отделением социально-психологической и правовой помощи
Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицидальное поведение представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.
Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих), при которых суицидент знает о своей безопасности (парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему). Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих), при которых суицидент знает о своей безопасности (парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему). Суицидальные проявления – мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями (группа риска).
Возраст: Возраст: до 5 лет суициды не совершаются; до 12 лет достаточно редкое явление; к 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания. с 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет); Возраст середины жизни (35-40 лет); с 40 до 50 лет - наибольшее число завершенных суицидов. Пожилой возраст (65-70 лет).
Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин. Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще. Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви); Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви); Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение). Статистические данные: В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим. 50 % суицидентов из неполных семей. 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания. У 53 % отмечались трудности поведения. У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.
Низкая самооценка, конфликтность. Низкая самооценка, конфликтность. Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность. Чувство одиночества, тревоги. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость. Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон). Несформированность механизмов психологической защиты. Несформированность высших духовных потребностей.
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
32% — обида; 32% — обида; 30% — протест; 38% — одиночество, стыд, недовольство собой
Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров. Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров. Предпочтение траурной и скорбной музыки. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. Разговоры об отсутствии ценности жизни. Фантазии на тему о своей смерти. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.). Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить». Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Приобретение средств для совершения суицида. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность. Написание прощальных писем. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Проявление признаков депрессии.
депрессивные подростки; депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия.
Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов: Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов: С возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей. Данная тенденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей. Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего, отношения с родителями, а также: порицания со стороны значимого взрослого (любимого учителя, матери, отца); острые аффективные переживания, связанные с эротической сферой; межличностные конфликты, оказывающие травмирующее воздействие на психику молодого человека; несформированность высших духовных потребностей.
Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска.
Организация педагогической помощи: Организация педагогической помощи: создание благоприятных условий для развития личности ребенка; постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования; создание положительной «Я-концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы; оказание педагогической помощи родителям. Организация медицинской помощи: проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера; половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.
изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности; изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности; выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах; сопровождение детей, подростков и их семей «группы риска» с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции; анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции Организация занятости и творческого досуга: изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки; организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом. Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать себя жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть страшный из всех грехов, совершенный против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается еще тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.
Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: - ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке; - начал пропускать занятия; - перестал активно общаться со сверстниками - ведет себя демонстративно и др. Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений. Проводить регулярные замеры эмоциональных, кризисных состояний учащихся. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств (хвали при всех, ругай наедине)), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ. Нельзя открыто и прямо публично обсуждать с учащимися суицидальные случаи. Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестные реакции и др. Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравствстенной сферы подростка как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.