PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Медицина / Наследственные формы паталогии
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Наследственные формы паталогии


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Наследственные формы паталогии


Скачать эту презентацию



№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Вопросы занятия: Наследственные формы патологии (наследственные, врождённые, при
Описание слайда:

Вопросы занятия: Наследственные формы патологии (наследственные, врождённые, приобретённые, семейные формы патологии). Фенокопии. Механизмы стабильности и изменчивости генотипа. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы, их виды. Факторы риска наследственных болезней. Мутации генные, хромосомные, геномные, спонтанные, индуцированные. Генные болезни: моно- и полигенные. Общие закономерности патогенеза. Типы передачи наследственных болезней. Хромосомные болезни, их проявления и патогенез. Методы изучения наследственных болезней. Методы профилактики и лечения.

№ слайда 3 Тесты начального уровня знаний Вариант I Генотип – это: а) совокупность генов га
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I Генотип – это: а) совокупность генов гаметы; б) совокупность генов аутосом; в) совокупность всех генов организма; г) половой хроматин; д) совокупность HLA- антигенов организма.

№ слайда 4 Тесты начального уровня знаний Вариант I 2. Фенокопии - это: а) ненаследственные
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 2. Фенокопии - это: а) ненаследственные врожденные формы патологии, сходные по внешним проявлениям с наследственными; б) разновидность наследственных хромосомных болезней; в) болезни с наследственной предрасположенностью; г) болезни, причинами которых являются исключительно неблагоприятные воздействия окружающей среды.

№ слайда 5 Тесты начального уровня знаний Вариант I 3. Какая из перечисленных наследственны
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 3. Какая из перечисленных наследственных болезней относится к хромосомным: а) гемофилия А; б) болезнь Дауна; в) фенилкетонурия; г) муковисцидоз; д) синдром «кошачьего крика».

№ слайда 6 Тесты начального уровня знаний Вариант I 4. Укажите диагностический признак насл
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 4. Укажите диагностический признак наследственных болезней: а) высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям; б) пороки физического развития; в) высокая частота развития гипертонической болезни; г) незаращение межжелудочковой перегородки; д) повышенный гемолиз форменных элементов крови в селезенке.

№ слайда 7 Тесты начального уровня знаний Вариант I 5. Сколько телец Барра можно выявить с
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 5. Сколько телец Барра можно выявить с помощью буккальной пробы при синдроме Шерешевского - Тернера: а) два; б) одно; в) ни одного; г) три; д) четыре.

№ слайда 8 Тесты начального уровня знаний Вариант I 6.Указать синдром и кариотип женщины, е
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 6.Указать синдром и кариотип женщины, если в клетках у нее обнаруживается по два тельца Барра: а) 46, ХУ — синдром «кошачьего крика»; б) 47, ХУ - синдром Дауна; в) 47, XXX - синдром трисомии X; г) 47, ХУ - синдром Патау; д) 45, ХО - синдром Шерешевского - Тернера.

№ слайда 9 Тесты начального уровня знаний Вариант I 7. Отметить признак, характерный для Х-
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 7. Отметить признак, характерный для Х-сцепленного рецессивного типа наследования: а) заболевают преимущественно лица женского пола; б) заболевание отмечается у мужчин - родственников пробанда по отцовской линии; в) если пробанд -- женщина, то ее отец обязательно болен, а также больны все ее сыновья; г) от брака больного мужчины и здоровых женщин все дети будут больны.

№ слайда 10 Тесты начального уровня знаний Вариант I 8. Наследственные заболевания могут про
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 8. Наследственные заболевания могут проявиться: а) с рождения; б) на первом году жизни; в) в 5-20 лет; г) в 20-45 лет; д) в любом возрасте.

№ слайда 11 Тесты начального уровня знаний Вариант I 9.Селективный скрининг- это: а) обследо
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 9.Селективный скрининг- это: а) обследование всех новорожденных; б) обследование всех людей, населяющих данный регион; в) обследование группы риска по данному заболеванию; г) обследование всех рожениц.

№ слайда 12 Тесты начального уровня знаний Вариант I 10.В случае рождения больного мальчика
Описание слайда:

Тесты начального уровня знаний Вариант I 10.В случае рождения больного мальчика у здоровых родителей вероятны следующие типы наследования: а) аутосомно - рецессивный и X - сцепленный рецессивный; б) аутосомно - доминантный; в) X - сцепленный доминантный; г) У - сцепленный.

№ слайда 13 Правильные ответы Вариант I в а д б в в в д в а
Описание слайда:

Правильные ответы Вариант I в а д б в в в д в а

№ слайда 14 Наследственность
Описание слайда:

Наследственность

№ слайда 15 Изменчивость – свойство организма приобретать новые признаки и особенности индив
Описание слайда:

Изменчивость – свойство организма приобретать новые признаки и особенности индивидуального развития, отличающиеся от родительских.

№ слайда 16 Экзогенные (радиационное излучение, алкилирующие агенты, окислители, вирусы); Эк
Описание слайда:

Экзогенные (радиационное излучение, алкилирующие агенты, окислители, вирусы); Экзогенные (радиационное излучение, алкилирующие агенты, окислители, вирусы); эндогенные (свободные радикалы, продукты липопероксидации); физические (ионизирующее излучение, радиоактивные элементы, УФ-излучение, термические факторы); химические (пестициды, органические растворители); биологические (вирусы, антигены).

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Генные мутации Делеции – утрата сегмента ДНК размером от одного нуклеотида до ге
Описание слайда:

Генные мутации Делеции – утрата сегмента ДНК размером от одного нуклеотида до гена. Дупликации – удвоение или повторное дублирование сегмента ДНК. Инверсии – поворот на 180° сегмента ДНК. Инсерции – вставка фрагментов ДНК. Трансверсии – замена пуринового основания на пиримидиновое или наоборот в одном из кодонов. Транзиции – замена одного пуринового основания на другое пуриновое или одного пиримидинового на другое пиримидиновое.

№ слайда 19 Генные мутации Нейтральная мутация не имеет фенотипического выражения. Миссенс-м
Описание слайда:

Генные мутации Нейтральная мутация не имеет фенотипического выражения. Миссенс-мутация – замена нуклеотида в кодирующей части гена, приводящая к замене аминокислоты в полипептиде. Нонсенс-мутация – замена нуклеотида в кодирующей части гена, приводящая к образования кодона-терминатора и прекращению трансляции. Регуляторная мутация – мутация в 5’ или 3’-нетранслируемых областях гена, нарушающая его экспрессию. Экспансия тринуклеотидных повторов.

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Болезнь Тея-Сакса Обусловлена дефицитом фермента β-гексозаминидазы А; накапливаю
Описание слайда:

Болезнь Тея-Сакса Обусловлена дефицитом фермента β-гексозаминидазы А; накапливающееся вещество – GM2-ганглиозид; симптомы: умственная отсталость, слепота, ранняя смертность.

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Болезнь Фабри Тип наследования – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой; обуслов
Описание слайда:

Болезнь Фабри Тип наследования – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой; обусловлена дефицитом фермента α-галактозидаза А; накапливающееся вещество (в нервной ткани, стенках кровеносных сосудов, роговице и почках) – глоботриаозилцерамид или церамидтригексозид; симптомы: генерализованная вегетативная нейропатия, проявляющаяся болями и парестезией в конечностях, грудной клетке, животе, обусловленными поражением спинномозговых узлов и периферических нервов; ангиоэктазии в виде красно-фиолетовых узелков в нижней части туловища с гиперкератозом; кардиопатия и нефропатия, деменция, нарушения мозгового кровообращения по ишемическому или геморрагическому типу.

№ слайда 24 Болезнь Ниманна-Пика Обусловлена дефицитом фермента сфингомиелиназа; накапливающ
Описание слайда:

Болезнь Ниманна-Пика Обусловлена дефицитом фермента сфингомиелиназа; накапливающееся вещество – сфингомиелин; симптомы: умственная отсталость, гепатоспленомегалия.

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 Мукополисахаридоз I Гурлера Тип наследования – аутосомно-рецессивный; локализаци
Описание слайда:

Мукополисахаридоз I Гурлера Тип наследования – аутосомно-рецессивный; локализация гена – 22q11; ферментативный дефект – α-L-идуронидаза; продукт накопления – дерматансульфат, гепарансульфат; симптомы: умственная отсталость, раннее помутнение роговицы, тяжёлые изменения скелета; клиническая проба – лейкоциты.

№ слайда 27 Мукополисахаридоз II Гунтера Тип наследования – рецессивный, сцепленный с Х-хром
Описание слайда:

Мукополисахаридоз II Гунтера Тип наследования – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой; локализация гена – Хq26-q28; ферментативный дефект – сульфоидуронатсульфотаза; продукт накопления – дерматансульфат, гепарансульфат; симптомы: умственная отсталость, дизостоз с карликовостью, гепатоспленомегалия, кардиопатия; клиническая проба – сыворотка крови.

№ слайда 28 Мукополисахаридоз III Санфилиппо Тип наследования – аутосомно-рецессивный; ферме
Описание слайда:

Мукополисахаридоз III Санфилиппо Тип наследования – аутосомно-рецессивный; ферментативный дефект – А – гепарансульфатсульфомидаза; В – N-ацетил-L-D-глюкозаминидаза; С – ацетилтрансфераза; продукт накопления –гепарансульфат; симптомы: умственная отсталость, средней тяжести поражения скелета, висцеромегалия, помутнение роговицы; клиническая проба – А, С – лейкциты, В – сыворотка крови.

№ слайда 29 Диагностика мукополисахаридозов Исследование метаболитов: количественная оценка
Описание слайда:

Диагностика мукополисахаридозов Исследование метаболитов: количественная оценка экскретируемых гликозаминогликанов по содержанию уроновых кислот и гексоз; электрофоретическое фракционирование гликозаминогликанов с денситометрией; кинетика внутриклеточного накопления 35S-гликозаминогликанов. Локусная дифференциация: определение активности 6 ферментов, участвующих в деградации гликозаминогликанов; метаболическое кооперирование.

№ слайда 30 Методы диагностики и анализа наследственных форм патологии Клинико-синдромологич
Описание слайда:

Методы диагностики и анализа наследственных форм патологии Клинико-синдромологический метод позволяет выявлять морфологические, биохимические и функциональные признаки наследственных форм патологии. Клинико-генеалогический метод выявляет патологические признаки и прослеживает особенности их передачи в поколениях при составлении родословной. Составление родословной включает сбор сведений о семье консультирующегося или пробанда. Близнецовый метод базируется на сравнительном анализе частоты определённого признака в разных группах близнецов. Цитогенетическая диагностика основана на микроскопическом изучении хромосом с целью выявления структурных нарушений в хромосомном наборе (кариотипирование).

№ слайда 31 Гибридизация ДНК: для определения порядка расположения нуклеотидов в исследуемом
Описание слайда:

Гибридизация ДНК: для определения порядка расположения нуклеотидов в исследуемом генетическом материале изучаемую ДНК инкубируют с ДНК-зондом – меченной радиоактивным изотопом однонитевой ДНК с известной последовательностью нуклеотидов. В случае комплементарности происходит сшивка. Гибридизация ДНК: для определения порядка расположения нуклеотидов в исследуемом генетическом материале изучаемую ДНК инкубируют с ДНК-зондом – меченной радиоактивным изотопом однонитевой ДНК с известной последовательностью нуклеотидов. В случае комплементарности происходит сшивка. Блот-гибридизация: для определения положения аномального фрагмента ДНК исследуемую ДНК после рестрикции разделяют по молекулярной массе, денатурируют, фиксируют на мембране и гибридизируют с меченным радиоактивным изотопом ДНК- или РНК-зондом. Клонирование ДНК: с помощью рестриктаз нить выделяют отдельные группы генов или единичные гены, затем создают необходимое количество копий данного гена.

№ слайда 32 ПЦР - это метод, который позволяет проверить генетический материал, экстрагирова
Описание слайда:

ПЦР - это метод, который позволяет проверить генетический материал, экстрагированный из исследуемого клинического образца, на наличие в его составе участка чужеродной или измененной генетической информации. ПЦР используется для получения копий непротяженных участков ДНК, специфичных для каждого конкретного наследственного или инфекционного заболевания, а также исследуемого генетически обусловленного признака; для визуализации (в случае присутствия) таких специфических участков, что и является целью генодиагностики.

№ слайда 33 Принципы метода были впервые предложены профессором Корана в 1971 году. Принципы
Описание слайда:

Принципы метода были впервые предложены профессором Корана в 1971 году. Принципы метода были впервые предложены профессором Корана в 1971 году. В основе метода ПЦР лежит способность ДНК-полимераз осуществлять направленный синтез комплементарной цепи ДНК по имеющейся матрице одноцепочечной ДНК, наращивая небольшую олигонуклеотидную затравку (праймер), комплементарную участку этой матрицы, до размеров в несколько тысяч или даже десятков тысяч звеньев. Повышая температуру, можно добиться остановки реакции и последующей денатурации полученной ДНК, т.е. разделения цепей полученной в ходе реакции двухцепочечной ДНК.

№ слайда 34 Каждый цикл ПЦР состоит из трех этапов: 1. Денатурарация ДНК. Реакционную смесь
Описание слайда:

Каждый цикл ПЦР состоит из трех этапов: 1. Денатурарация ДНК. Реакционную смесь нагревают до 92-95oС, в результате чего двухцепочечные молекулы ДНК расплетаются с образованием двух одноцепочечных молекул. Каждый цикл ПЦР состоит из трех этапов: 1. Денатурарация ДНК. Реакционную смесь нагревают до 92-95oС, в результате чего двухцепочечные молекулы ДНК расплетаются с образованием двух одноцепочечных молекул. 2. Отжиг (присоединение праймеров к ДНК-мишени с образованием коротких двухцепочечных участков ДНК, необходимых для инициации синтеза ДНК). С образовавшимися комплексами праймер-матрица связывается ДНК-полимераза. 3. Одновременное копирование ДНК с двух праймеров, комплементарных участкам ДНК на противоположных цепях и расположенных таким образом, что полимеризация ДНК с одного праймера приводила к синтезу цепи ДНК, в которой на определенном удалении содержался участок ДНК, комплементарный другому праймеру.

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36 Ситуационные задачи Задача № 1.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 1.

№ слайда 37 Ситуационные задачи Задача № 2.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 2.

№ слайда 38 Ситуационные задачи Задача № 3.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 3.

№ слайда 39 Ситуационные задачи Задача № 4.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 4.

№ слайда 40 Ситуационные задачи Задача № 5.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 5.

№ слайда 41 Ситуационные задачи Задача № 6.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 6.

№ слайда 42 Ситуационные задачи Задача № 6 (продолжение).
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 6 (продолжение).

№ слайда 43 Ситуационные задачи Задача № 6 (продолжение).
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 6 (продолжение).

№ слайда 44 Ситуационные задачи Задача № 6 (окончание).
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 6 (окончание).

№ слайда 45 Ситуационные задачи Задача № 7.
Описание слайда:

Ситуационные задачи Задача № 7.

№ слайда 46 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 1. О наследственном характере заболевани
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 1. О наследственном характере заболевания свидетельствует: а) высокая конкордантность болезни у разнояйцовых близнецов, живущих в одинаковых условиях; б) высокая конкордантность болезни у однояйцовых близнецов, живущих в разных, резко контрастирующих условиях; в) низкая конкордантность болезни у однояйцовых близнецов, живущих в разных условиях.

№ слайда 47 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 2. Признаки наследственных болезней: а)
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 2. Признаки наследственных болезней: а) проявляются в родословной не менее чем в 2-х поколениях; б) не проявляются в родословной данного пациента; в) связаны с проявлением патологии в эмбриональный период; г) нет аномалий в генотипе, но механизм передачи наследственной информации нарушен.

№ слайда 48 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 3.Какие из приведенных утверждений являю
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 3.Какие из приведенных утверждений являются правильными: а) ген, определяющий доминантную патологию, может содержаться в генотипе фенотипически здоровых людей; б) ген, определяющий рецессивную патологию, может содержаться в генотипе фенотипически здоровых людей; в) рецессивная патология может не проявляться в ряде поколений; г) рецессивная патология проявляется всегда через одно поколение?

№ слайда 49 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 4. Какое заболевание из перечисленных яв
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 4. Какое заболевание из перечисленных является хромосомным: а) фенилкетонурия; б) болезнь Дауна; в) серповидноклеточная анемия; г) гемофилия; д) болезнь Альцгеймера?

№ слайда 50 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 5. В каких случаях при аутосомно-доминан
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 5. В каких случаях при аутосомно-доминантном типе передачи наследственных болезней родители могут иметь фенотипически здоровых детей? а) когда они оба гомозиготны по аномальному признаку; б) когда они оба гетерозиготны по аномальному признаку; в) когда один из них гомозиготен по аномальному признаку, а второй гетерозиготен; г) когда один из них гомозиготен по аномальному признаку, а второй здоров.

№ слайда 51 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 6. Укажите агенты, способные вызвать мут
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 6. Укажите агенты, способные вызвать мутации генов: а) гипертонический раствор; б) эндогенная перекись водорода; в) свободные радикалы; г) онкобелок; д) денатурированный белок; е) мочевина.

№ слайда 52 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 7. Укажите синдромы, развивающиеся при н
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 7. Укажите синдромы, развивающиеся при нарушении расхождения половых хромосом: а) синдром Дауна; б) синдром Клайнфельтера; в) синдром трисомии-Х; г) синдром Тернера-Шерешевского; д) синдром Морфана; е) гемофилия А.

№ слайда 53 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 8. Обнаруживается ли половой хроматин в
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 8. Обнаруживается ли половой хроматин в ядрах клеток мальчиков с синдромом Дауна: а) да; б) нет?

№ слайда 54 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 9. Всегда ли при доминантном типе наслед
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 9. Всегда ли при доминантном типе наследования пенетрантность гена равна 100%: а) всегда; б) не всегда?

№ слайда 55 Тесты итогового уровня знаний Вариант I 10. Синдром Дауна характеризуется: а) сл
Описание слайда:

Тесты итогового уровня знаний Вариант I 10. Синдром Дауна характеризуется: а) слабоумием; б) мышечной гипотонией; в) монголоидным типом лица; г) снижением иммунитета; д) увеличением размеров мозга; е) "обезьяньей складкой" на ладони.

№ слайда 56 Правильные ответы Вариант I б а б, в б б б, в б, в, г б б а, б, в, г, е
Описание слайда:

Правильные ответы Вариант I б а б, в б б б, в б, в, г б б а, б, в, г, е

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru