Решение уравнений с опорой на отношение «части и целое» Урок математики в 1 классе УМК "Классическая программа" Автор: Шишкалова Нина Петровна учитель начальных классов МБОУ "СОШ№6" Г. Сосновый Бор
Цель: учить решать уравнения, используя графические модели (схемы) и отношение «части и целое».
Подготовительный этап к восприятию нового материала.Задание 1. У данных фигур покажите части и целое. Задание 2. Найдите лишнюю фигуру.
Задание 2. По данной модели составьте из частей целое. Запишите формулу, применяя правило.Если сложить части, то получится целое.
По этой же модели запишите формулы, как из целого найти части.Если из целого вычесть часть, то останется другая часть.
Проверьте правильность выполненного вами задания.
Задание 3. (выполняется устно)- Вычислить целое по его частям.- Вычислить часть по целому и другой части.
Задание 4. Обозначьте задуманное число буквой Х, У или Z. Запишите предложения формулами.К задуманному числу прибавили 2 и получили 4.Из задуманного числа вычли 3 и получили 2.Из числа 7 вычли задуманное число и получили 6.
Равенства имеют вид: (проверка)Х + 2 =4 У – 3 = 2 7 – Z = 6Равенство, в котором есть неизвестная величина, называется уравнением. Чтобы решить уравнение, нужно определить, что неизвестно - часть или целое. В этом помогут модели и схемы.
Задание 5.- Обозначьте в каждом уравнении части и целое и найдите неизвестное число.Алгоритм. Определите, частью или целым является неизвестная величина. Примените правило и выберите действие.
Проверка выполненного задания.
Проблемные и практические задачи по теме.Задание 1.Найдите и прочитайте те выражения, которые являются уравнениями.c = a – b 5 = 6 – x7 + x = 10 6 + 2 = 96 = 4 + 2 x – 4 = 3Задание 2.Составьте модели к найденным уравнениям и найдите неизвестное число.
Проверка выполненного задания.
Задание 3.Составьте всевозможные уравнения по данной схеме.
Возможные варианты ответов.
Задание 4. Дано уравнение. x = d – a- Определите, по какой из схем составлено уравнение.
Задание 5.Решите задачу, используя модели или схему.Мама испекла 16 пирожков. Когда несколько пирожков съели, их осталось 10. Сколько пирожков съели?
Проверьте схему и объясните свой выбор решения.
Индивидуальная работа.- Найди неизвестные величины, обозначив части и целое.
Выводы по теме.Уравнение – это равенство с одним неизвестным.Если неизвестна часть, то от целого отнимают другую часть.Если неизвестно целое, то части складывают.Уравнение – один из способов решения задачи.
Список используемой литературыАлександрова Э.И. "Математика". 1 класс. – М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г.Александрова Э.И. "Математические прописи". 1 класс. – М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г.Александрова Э.И. "Математическая тетрадь". 1 класс. - М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г.Александрова Э.И. "Методика обучения математике в начальной школе". 1 класс.- М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г.