Урок математики в 6 классе тема «Проценты. Решение задач». МОУ «Павлиновская средняя общеобразовательная школа» Учитель Арсеничева Т.А.
Проблема: «Жить или курить?» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение. Данный урок относится к типу урока- обобщения и закрепления знаний.
Цели урока: 1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов. 2. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов. 3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?» 4. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «Здоровый образ жизни».
Задачи урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решения задач; вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Ход урока: Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. На дом вам было задано провести небольшое анкетирование дома ( анонимно ). Вопросы анкеты: Курит ли брат или сестра? Курят ли родители? Пробовал ( а ) ли ты сам ( а ) курить? Куришь ли ты? Тебе это нравится?
В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов. Большинство ученых Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитах странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 – 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю , что большинство скажет: « Это модно» . А мы давайте подумаем – модно ли это ? А может быть стоит задуматься над проблемой « Жить или курить ?» На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему « Проценты».
Повторение ранее изученного: 1.Устный счет. Учитель: Проведем « зарядку для ума». ( Учащиеся отвечают « цепочкой») : А) Прочитать число и представить в виде процента: 0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 0,0117; 1/25; Б) Следующий ряд чисел – процент представить в виде дроби: 13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%; 2. К нам пришел старшеклассник. Он решил послушать, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком « модном» вопросе среди подростков « Куришь ли ты ?». Старшеклассник : У меня к вам просьба – помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме. ( Зачитывается задача) №1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определить % содержание самых ядовитых веществ-синильной кислоты, табачного дегтя , окиси углерода, полония,- в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1\\2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода. ( У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.) №2 Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков-60%, девочек- 40%. Определить,сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. (Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, обсуждают.) ВЫВОД: почти половина учеников школы не задумываются о том,что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшаются зрение, слух,развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, утомляемость. (УСТНАЯ РАБОТА. Обсуждают всем классом) УЧИТЕЛЬ: Припроверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания-органов дыхания и пищеварения.
№2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков-60%, девочек-40%. Определить ,сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. (Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, обсуждают.) ВЫВОД: почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется не приятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. (Устная работа) При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 -5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию.Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному? Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды? (Работа у доски. Задача дана на карточках. Ученик зачитывает условие, записывает краткую запись и решает. Остальные решают самостоятельно.) №3. Учитель: Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года). (Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.) Как вы думаете, кто является примером для подражания? (На данном этапе можно огласить итоги домашнего анкетирования.) Ученики: В первую очередь – взрослые, и конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.
Учитель: «Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят». №4. Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определить, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлить до единиц. ( 3%; 9%) (Обсуждение и высказывание мнений учащихся.) Ученики : Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей. №5. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (48 ошибок), (Решают коллективно, у доски ученик.)
Подведение итогов. Учитель: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты. Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
Инструктаж домашнего задания. Учитель: Домашнее задание такое: Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 р. (в месяце 30 дней.) (Домашнее задание записывают в тетради.)
ЛИТЕРАТУРА. 1. Вырезки из статей газеты «АиФ. Здоровье.»1996 – 1997гг. 2. Приложение к газете «Первое сентября». «Математика».2000г.