Пары сменного состава Москалева Т.Ю. учитель математики Российской гимназии при Русском музее
Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи! Бернард Шоу
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами, 26% — слышит, 30% — видит, 50% — видит и слышит, 70% обсуждает, 80% — опирается на опыт, 90% — говорит и делает совместно, 95% — обучает других.
Навыки, необходимые для парной работы К таким навыкам относится умение: ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, о чем он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образы в слова и слова в образы.
Работа учащихся строится по такому алгоритму: 1. Получив карточку, прочитать теоретический вопрос и найти на него ответ. Ученик самостоятельно подробно изучает теорию этого вопроса, при этом используется материал лекции, учебника, дополнительной литературы, ставит эксперимент и т. д. 2. Расскажи партнеру теоретический материал своей карточки. После подготовки партнерами теории, один из них становится учителем и объясняет другому теоретический вопрос своей карточки. «Ученик» выслушав рассказ «учителя» задает ему вопросы по этому материалу. 3. Выслушай теоретический материал из карточки партнера. Ответив на вопросы «ученика», партнеры меняются ролями и выполняется совместная работа по изучению карточки партнера. 4. Поставь партнеру оценку его работы в специальной ведомости.
Первый вариант – часть учеников закреплена за определенными местами. Организовать перемещение другой части учащихся можно следующим образом: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор");
Второй вариант – информация закреплена за местом. Такой способ организации общения ребят в парах сменного состава дает следующие преимущества: на класс требуется в два раза меньше карточек; ученик работает в разных ролях с одной и той же информацией: сначала в качестве "гостя", получая ее, а затем в качестве "хозяина", передавая ее другому гостю.
Результаты работы в парах сменного состава: во-первых, повышается успеваемость и качество знаний учащихся; во-вторых, возрастает интерес детей к учению. Школьники не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в т. ч. из дополнительных источников; в-третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Активные формы обучения играют не последнюю роль в сбережении здоровья детей; в-четвертых, благодаря психологической диагностике увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативности в-пятых, улучшаются память и внимание учащихся.