Математика и музыка Научная работа МБОУ «СОШ № 2» Выполнила :Ученица 10 «м» класса Алиева З.Преподаватель: Ваганова Е.И
ПланВведениеИсторическая справкаНекоторые понятия теории музыкиМатематическое описание построения музыкальной гаммыПриемы дирижированияЗаключениеЛитература
Введение«Музыка — это математика интуиции»Гуцуляк О.
введение«Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и, что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства»Г. Нейгауз
введениеКазалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.
Историческая справкаОткрытие Пифагора в области теории музыкиСуть его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор. Под струной на верхней крышке ученый начертил шкалу, с помощью которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны.
понятия теории музыкиГаммой, или звукорядом, называется последовательность звуков, расположенных от основного тона (звука) в восходящем или нисходящем порядке.Интервалом между тонами называется порядковый номер ступени верхнего тона относительно нижнего в данном звукоряде.Тоника – основной наиболее устойчивый тон в гамме. С него начинается данная музыкальная система.
понятия теории музыкиЛад – приятная для слуха взаимосвязь музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых и имеющая определенный характер звучания.Музыкальный строй – математическое выражение системы звуковысотных соотношений – лада.
Приемы дирижированияВсе простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами— вниз и вверх:Примечание. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения.
Приемы дирижированияВсе простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами — вниз, вправо и вверх:
Приемы дирижированияЧетырехдольные размеры—четырьмя взмахами — вниз, влево, вправо и вверх:
Приемы дирижирования Шестидольные размеры дирижируются шестью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваиваются движения вниз и вправо:В быстром темпе размеры 6/8 и 6/4 дирижируются как простые двухдольные размеры, по три доли на взмах.
Приемы дирижирования Девятидольные размеры дирижируются девятью взмахами.В основе приема лежит трехдольная фигура, в которой утраиваются все взмахи:В быстром темпе девятидольные размеры дирижируются как простые трехдольные размеры, по три доли на взмах.
Приемы дирижированияДвенадцатидольные размеры дирижируются двенадцатью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов. Каждое направление движения соответствует простому такту. Каждый взмах этой фигуры утроен:
Приемы дирижированияПятидольные размеры дирижируются пятью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваивается движение вниз или движение вправо, в зависимости от последования простых тактов:
Приемы дирижированияСемидольные размеры дирижируются семью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов, в которой удваиваются движения вниз, вправо и вверх при последовательности простых тактов — 3+2+2; вниз, вчево и вправо при последовательности — 2+2+3:
заключениеЭтот рассказ о связи математики, техники и музыки далеко не полный. В истории культуры достаточно много примеров, когда люди придумывали механические устройства для сочинения музыки. Это происходило и в средние века, и в наше время. Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную им математическую систему музыкальной композиции в виде отдельной книжечки под названием "Калейдофон". Считают, что Дж.Гершвин, работая над оперой "Порги и Бесс", пользовался той же системой. В 1940 году Эйгор Вилли Лобос, используя описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в пьесу для фортепиано.
заключениеИзвестно, что и компьютеры сочиняют музыку. Правда, она довольно посредственна. В ней нет игры и свободного дыхания, которые трудно укладываются в математические каноны. До сих пор никому не удавалось найти алгоритм, порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение - это результат вдохновения и мастерства его создателя. А еще своеобразная тайна, постичь которую порой невозможно. Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом...