ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ5 КЛАСС
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные – проверка знаний, основных умений и навыков учащихся по материалу темы. Создание условий контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.2. Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию. Знакомство с историческим материалом. Развитие логического мышления учащихся.3. Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике. Демонстрация применения математики в астрономии.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: игра «Путешествие на планету Нептун». ДЕВИЗ УРОКА: «Полет – это математика». (В. Чкалов).
Мы выбрали именно эту планету, так как ее открытие стало триумфом математики. Еще в 18 в. в движении планеты Уран были замечены некоторые отклонения. Возникло предположение, что существует неизвестная планета, которая притягивает Уран. Но только в середине 19 в. параметры планеты вычислили англичанин Адамс и француз Леверье с помощью сложных математических расчетов.
23 октября 1846 г. немецкий астроном Галле, прочитав письмо Леверье, обнаружил планету в точно указанном месте небосвода. Так далекая планета была найдена «на кончике пера» только с помощью математики.
1 этап путешествия – подготовительныйНа этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. Прежде чем выйти в открытый космос, давайте проверим, хорошо ли мы знаем теорию.
1 задание1. Как разделить десятичную дробь на 1000?2. На сколько разрядов и в какую сторону перемещается запятая при умножении на 10, на 100, на 100 000?3. В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов влево. Во сколько раз дробь уменьшится?4. В десятичной дроби запятую перенесли на 4 разряда вправо. Как изменилась дробь?
А теперь, ребята, посмотрим, как вы теоретические знания можете применять на практике. Следующее задание такое. Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в неё попасть, надо преодолеть по 8 ступенек с каждой стороны.
2 этап. Работа в космосеНа доске зашифровано высказывание. Каждому члену экипажа выдается карточка с заданием. Выполнив задания, вы должны расположить буквы из таблицы в соответствии с номерами заданий и прочитать полученное высказывание. Будьте внимательны при выполнении вычислений.
ЗАДАНИЕ. Решите уравнения:
ЗАДАНИЕ. Найдите значение выражения:
У нас получился девиз нашего урока (В. Чкалов).
3 этап. Авария на корабле- Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у корабля одновременно отказали все компьютеры, стерлись некоторые показания приборов. Экипажу перейти на ручное управление. Чтобы принять правильное решение и выйти из этой ситуации, нам надо выполнить следующие задания.
ЗАДАНИЕ Восстановите запятые в примерах:
ЗАДАНИЕ Не восстанавливая стертые цифры, поставьте нужные знаки неравенства между числами в следующих парах:
ЗАДАНИЕ Восстановите стертые цифры:
ЗАДАНИЕ В примерах найдите ошибки и запишите правильное решение:
4 этап. Репортаж из космоса Дорогие ребята! Мы пролетаем над Европой. Вот небольшая страна – Нидерланды. Здесь в 14 в. жил математик и инженер Стевин, который заново «открыл» для Европы десятичные дроби. Ведь в Азии они были уже известны во 2 в. до н. э.
6 этап. Подведение итогов путешествияСегодня на уроке мы проверили ваши умения выполнять действия с десятичными дробями, умение их сравнивать.. Вы замечательно поработали.