Активные методы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности. Составитель: Быкова С.К. Учитель математики высшей категории средней школы № 23 г.Могилева 2016 год
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Методы обучения (по источникам передачи и характеру восприятия информации) Словесные Наглядные Практические
Методы обучения (в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения) Приобретения знаний Формирование умений и навыков Применение получаемых знаний Проверка знаний и умений Закрепление полученных знаний
Отличительная особенность активных методов Обучение проводится в ситуациях, макси- мально приближенных к реальным Осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практичес- кого исследования Организуется формирование новой установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе творческого труда
Для активизации познавательной деятельности на уроках я использую: 1. Примеры оформленные в виде блок-схемы. 2. Большие примеры, содержащие много действий (решать с помощью эстафеты). 3. Исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении. 4. Восстановление частично стёртых записей. 5. Недописанная фраза. Недорешённая задача. 6. Сочинительство задач, сказок. 7. Задачи-шутки. Ребусы, кроссворды, игры. 8. Кодирование ответов. На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. 9. Математические диктанты
Математическая олимпиада. Школьники убеждаются, на собственном опыте, что, чем больше разнообразных задач они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи. Это служит дополнительным стимулом к самообучению.
В 2015-2016 уч.году мы приняли участие в 7 дистанционных олимпиадах. Международный проект intolimp.org, серия олимпиад «Осень 2015» Международный проект intolimp.org, серия олимпиад «Зима 2016» Дистанционная олимпиада «Декабрь 2015»от videouroki.net Дистанционная олимпиада «Февраль 2016»от videouroki.net Международный проект intolimp.org, серия олимпиад «Весна 2016» Дистанционная олимпиада «Апрель 2016»от videouroki.net Дистанционная олимпиада «Проверь себя» от videouroki.net Результат: 21 диплом
Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.
Активизация внеклассной работы Конкурсы - одна из форм внеурочной работы, обладающей большим эмоциональным воздействием на учащихся «А ну-ка математики», «Математика вокруг нас» Математические викторины: «Что, где, почему?» Математический утренник: «В День знаний - мир математических знаний». Математический вечер: Математизация знаний в современном мире». Математическая неделя: «Знай и умей». Математический КВН Математическая эстафета. Математический бой. Массовые состязания школьников на занятиях математического кружка. Математические игры с микрокалькулятором Математические и логические игры на компьютере Конкурс-состязание: «Кто больше…»
Работа в группах Схема 1 Формула: группы получают одно и то же задание. Схема 2 Формула: группы получают разные задания Схема 3 Формула: группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
Работа в группах 1.ЛОВИ ОШИБКУ! Учитель дает серию формул или формулировок, чертежи или рисунки с ошибками… 2.СВОЯ ОПОРА Класс разбивается на группы, с каждой из которых работает тренер по своему опорному конспекту. 3.МОЗГОВОЙ ШТУРМ Решение творческой задачи организуется в виде учебного мозгового штурма.
Игровая учебная деятельность 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) деловые игры.
Деловые игры Игра 1. «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Игра 2. «НИЛ» Игра 3. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»
…И тогда ученики не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что победы в олимпиадах, высокие результаты – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем. Удачи вам и вашим ученикам!