Род Род Лирика Эпос Драма
- род литературы, в котором через произведения выражаются чувства и переживания человека, его мысли, внутренний мир. - род литературы, в котором через произведения выражаются чувства и переживания человека, его мысли, внутренний мир. Жизнь представлена через переживания человека (лирического героя). Используются образные особенности языка, его особая организация – стихотворная (рифма, ритм, размер).
Пейзажная лирика – отношение к природе. Пейзажная лирика – отношение к природе. Гражданская лирика – отношение к современной общественной жизни. Интимная лирика (любовь и дружба)- чувства и переживания, связанные с личной жизнью. Философская лирика – размышление о смысле жизни.
Ода Ода Стихотворение Песня Дума Послание Эпиграмма Сонет
- повествовательный род литературы. - повествовательный род литературы. Изображается человеческая личность во взаимодействии с окружающим миром (другими людьми и событиями, природой и т.д.) Текст имеет повествовательно-описательную структуру.
Рассказ – повествование об отдельном событии в жизни человека. Рассказ – повествование об отдельном событии в жизни человека. Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип. Новелла – необычайное происшествие с динамичным (активным) развитием сюжета (действия). Повесть – повествование о нескольких событиях, которые оставили глубокий след в жизни человека, его судьбе. Роман - повествование о множестве лиц, судьбы которых переплетаются внутри произведения; изображение жизни в её сложности и противоречивости.
род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. Авторскую речь заменяют ремарки (пояснения, уточнения движений, мимики, интонации, смена места действия и т.д.).
Трагедия – в основе произведения неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собою, разрешающийся гибелью героя. Трагедия – в основе произведения неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собою, разрешающийся гибелью героя. Комедия – осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Драма – изображение личности в её непростых отношениях с обществом и тяжелых переживаниях. В отличаи от трагедии драма предполагает и положительный исход в разрешении конфликта.
Баллада – лиро-эпическое произведение. Стихотворение с остро -драматическим сюжетом, очень эмоциональное. Баллада – лиро-эпическое произведение. Стихотворение с остро -драматическим сюжетом, очень эмоциональное. Поэма – лиро-эпическое произведение. Крупное, как правило стихотворное, произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Роман в стихах – лиро-эпическое произведение с более широким, чем у поэмы, охватом действительности. Драматическая поэма – лиро-драматическое произведение, написанное в виде диалога, но не рассчитанное на сценическое воплощение.
Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. События, изложенные в последовательности, максимально раскрывающей ИДЕЮ произведения и являющиеся средством для её реализации. Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. События, изложенные в последовательности, максимально раскрывающей ИДЕЮ произведения и являющиеся средством для её реализации. Лирические произведения, в большинстве, не содержат сюжета, т.к. в их основе лежат не развитие событий и характеров, а переживания и эмоции лирического героя.
ТЕМА (о чём?) – события и явления, лежащие в основе произведения и являющиеся предметом изображения. ТЕМА (о чём?) – события и явления, лежащие в основе произведения и являющиеся предметом изображения. ПРОБЛЕМА (почему?) – на что обращает писатель внимание читателя. ИДЕЯ (для чего?) – мысль по поводу того, как можно решить главную ПРОБЛЕМУ произведения, найденный автором вариант её решения. Главная обобщающая мысль, выражающая сущность отношения писателя к жизни и выраженная в образной форме (авторская позиция).
ВЕЧНЫЕ ВЕЧНЫЕ ОТЦЫ И ДЕТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПАМЯТЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ, ГРЕХ И СВЯТОСТЬ, ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ, ЧЕСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВОЙНА И МИР, ВОЗРАСТ (ОСОБЕННОСТИ) И Т.Д. В основе СЮЖЕТА лежит художественный конфликт (его развитие и отражено в произведении), т.е. столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу развития действия.
ПРОТИВОРЕЧИЯ РОЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ: ЛИЧНОСТЬ-ОБЩЕСТВО, ТВОРЕЦ – ИСКУССТВО, ЧЕЛОВЕК – ИСТОРИЯ, ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА, ЖЕЛАНИЕ-ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРОБЛЕМА ВЫБОРА между чем или чем, кем или кем и т.д.
КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ Пролог (вступление к произведению, настраивающее читателя на восприятие текста), Экспозиция (начало, события или действия, которые вызвали к жизни конфликт), Завязка (событие, с которых начинается действие и благодаря которому возникают последующие события), Развитие действия (ход событий), Кульминация (решающее столкновение борющихся сил, эмоциональный ПИК произведения), Развязка (положение, которое создалось в результате развития действия), Эпилог (заключительная часть, в котором обозначается дальнейшее развитие событий или судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, что произошло с героями после окончания основного сюжетного действия). Не каждое произведение содержит ПРОЛОГ и ЭПИЛОГ!
1. Проверьте себя, как вы усвоили ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ на примере произведения Л.Андреева «Кусака». 1. Проверьте себя, как вы усвоили ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ на примере произведения Л.Андреева «Кусака». Определите тему, проблему, идею произведения. Составьте план произведения так, чтобы каждый пункт соответствовал композиционному строению текста (без ПРОЛОГА и ЭПИЛОГА). 2. Выучите литературные термины и определения к ним.