Октябрьская революция; гражданская война; I мировая война; НЭП; политика военного коммунизма.
Революция и гражданская война разделили литературный процесс после 1917 года на 3 направления: Революция и гражданская война разделили литературный процесс после 1917 года на 3 направления: Эмигрантская литература «Потаенная» литература Советская литература.
Эмигрировали писатели. не желавшие подчиниться большевистской диктатуре. Эмигрировали писатели. не желавшие подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, Е.Замятин. А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, не забыли язык и культуру, создали в изгнании литературу диаспоры, русского рассеяния.
Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные в стол А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»
создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Стремление власти привести литературу к художественному единообразию. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Стремление власти привести литературу к художественному единообразию. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. . 2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
I. Реализм. I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Социалистический реализм.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
1925-1932 гг. 1925-1932 гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Представители А. Фадеев «Как закалялась сталь», Д. Фурманов «Чапаев»,А. Серафимович «Железный поток». Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма. Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – были «классовыми врагами»,
1922-1929 гг. 1922-1929 гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
литературное течение литературное течение 1919-1927 гг. Печатный орган – «Советская страна» Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
литературное объединение литературное объединение Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
литературно – театральная группа. литературно – театральная группа. 1927-1928 гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
литературное течение литературное течение 1923-1930 гг. Представители – И. Сельвинский, В. Инбер, В. Луговской. Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
литературная группа. литературная группа. 1921 г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
русская литературоведческая школа. русская литературоведческая школа. 1914-1925 гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин — «Блоха»; В. Маяковский — «Клоп»
Военные события романтизированы: Военные события романтизированы: А.Фадеев «Разгром» Д.Фурманов «Чапаев» А.Серафимович «Железный поток» Н.Островский «Как закалялась сталь»
М. Зощенко. Рассказы М. Зощенко. Рассказы А. Платонов «Город Градов» М. Булгаков «Собачье сердце», «Рокковые яйца». Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
Все изменилось. Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.