Символизм «Старшие символисты»:Д. С. Мережковский З. Н. ГиппиусВ. Я. БрюсовК. БальмонтФ. Сологуб
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохиАктивная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
Символ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)
Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона Владимир Сергеевич Соловьёв Платон (428-347 гг. до н.э.)
Владимир Сергеевич Соловьёв1853-1900
В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские идеи ХХ века
Идея всеединства В. Соловьёва центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом. «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").
«Положительное всеединство»
Красота «Красота спасёт мир» Ф. М. Достоевский Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ
Облик «положительного всеединства» Воплощение вечно-женственного начала в мистических образах:Душа Мира Премудрость Божия София Искусство – посредник в достижении «всеединства»
Вечная Женственность
Вечная Женственность Объект платонического культа и созерцательного любованияДействие, предполагающее ответное чувство
Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность: Милый друг, иль ты не видишь,Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?Милый друг, иль ты не слышишь,Что житейский шум трескучий –Только отклик искажённыйТоржествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь,Что одно на целом свете –Только то, что сердце к сердцуГоворит в немом привете? В. Соловьёв. 1892г.
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Д. С. МережковскийЗ. Н. Гиппиус
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Ф. СологубК. Бальмонт
Последователь В. Соловьёва – поэт-символист В. Я. Брюсов
Три сборника стихов «Русские символисты»(1894 г.)(Ведущим автором был В. Брюсов)Экзистенциальные темы: ЖИЗНЬ гражданские, СМЕРТЬ социальные темы БОГ
СправкаЭкзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла - «искусство для искусства»:«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. БрюсовОдно из знаковых стихотворений - «Творчество»
Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла: Религиозно-философские поискиВ поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:Я – раб моих таинственных, Необычайных снов…Но для речей единственныхНе знаю здешних слов… З. Гиппиус
«Младосимволисты»(1900-е годы) Андрей Белый (Борис Бугаев)Вячеслав ИвановАлександр Блок
Андрей Белый
Вячеслав Иванов
Александр Блок
Особенности эстетики «младосимволистов» Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического процессаЗначение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Особенности эстетики «младосимволистов» Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теургЯзык новой поэзии – язык символов:«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине» Вячеслав Иванов
Особенности эстетики «младосимволистов» «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый)Вера в обновление мираТема России – одна из главных в их творчествеУход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность
Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытийСимволисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смысловПоэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами
Значение символизма Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом
Что такое символ?Что , по мнению поэтов-символистов, является целью искусства?В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?