И много чар, И много песен Все преходяще, есть только символ Гете
Из истории символизма 18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро» Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек Жан Мореас «Манифест символизма»
Вернисаж Клод Моне (1840-1926)
Клод Моне Появление этой картины определило название нового направления в живописи импрессионизм
«Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» Рихард Вагнер
У. Т. Мод «Скачка Валькирий» 1890
… Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне? В. Брюсов Дорогая,о пустьстая белых, немых лебедеймеж росистых ветвейна струях серебристых застыла —одинокая грусть нас туманом покрыла.От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут.Меж цветов светляки изумрудами блещут.Очерк белых грудейна струях точно льдина:это семь лебедей Лоэнгрина —лебедейЛоэнгрина. Андрей Белый «Серенада» 1904
Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи. В. Борисов-Мусатов
Элегии в живописи Какой вы представляете картину с таким названием? нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха») колорит построен на созвучии больших цветовых пятен мягкий приглушенный цвет мотив овала музыкальность линий
Подумаем вместе… Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы? Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосре- доточенное в основном на выражении интуитив- но постигаемых идей и смутных чувств и ощуще- ний посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль- ность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчув- ствие мировых потрясений и вместе с тем дове- рие вековым духовно – культурным ценностям.
«Поэма экстаза» 1905-1908
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …» Николай Бердяев