Русская литература. Литературный процесс. Литературный процесс – историческое развитие национальной литературы в её взаимодействиях и связях : этапы изменения художественных идей и форм, закономерная смена литературных направлений, стилей и методов. Автор презентации: Поломошнова Татьяна Алексеевна, «СОШ №11» г. Кемерово.
Литературные направления Литературное направление – художественный метод изображения действительности, совокупность особенностей творчества писателей или поэтов на каком-либо периоде исторического развития литературы, общие принципы и способы создания художественных миров и образов.
Классицизм 17 – 18 век 1.Теория рационализма, культ разума. 2.Стремление писателя к гармонии содержания и формы. 3.Цель литературного произведения – нравственное воздействие на читателя, воспитание благородных качеств. 4.В драматургии – правило 3 единств: места, времени, действия, положительные и отрицательные герои. 5.Строгое деление жанров на «высокие» (поэма, трагедия, ода), «средние» (сатиры, любовные стихотворения), «низкие» (басня, комедия, фарс).
Сентиментализм 18-начало 19 века 1.Изображение природы как фона переживаний человека, внимание к внутреннему миру, к чувствам. 2. Ведущая мотив – кратковременность земной жизни (тема смерти). 3. «Чувствительный» сентиментализм – любовные переживания, «жестокий» сентиментализм – сочувствие и жалость к угнетенным. 4. Основные жанры: элегия, психологическая драма, любовный роман, дневники, путешествие, повесть.
Романтизм конец 18 – первая половина 19 века 1.Сомнение в целесообразности современной цивилизации, скепсис и пессимизм. 2. Обращение к вечным идеалам: любовь, красота, честь, отвага. 3. Двоемирие. Стремление в романтический, идеальный мир. 4. Глубокий конфликт между мечтой и реальностью. 5. Изображение необычного, исключительного героя в особых исключительных обстоятельчтвах.
Реализм (критический реализм) 19 – 20 век 1.Принцип историзма в основе произведения, верность приметам времени. 2.Изображение типичного героя в типичных обстоятельствах: герои и порождение времени, и среды, и притом общечеловеческие типы. 3.Характеры героев даны в развитии, они сложны и многоплановы. 4.Включение живого разговорного языка в литературную речь. 5.Поиски некой истины, смысла бытия, общей идеи.
Натурализм. Последняя треть 19 века 1.Стремление к внешне точному изображению действительности. 2.Объективное и бесстрастное изображение человеческих характеров. 3.Предмет интереса – быт, судьба, воля, психика человека. 4.Бессюжетность некоторых произведений, как очерк жизни и нравов.
Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), конец 19- начало 20 века СИМВОЛИЗМ. БРЮСОВ, БЛОК, БАЛЬМОНТ, ГИППИУС и др. *Символ – главное средство передачи тайных смыслов текста. *Философичность, мистицизм, ассоциации. *Обращение к мифам и античности. *Внимание к ритмике, музыкальности стиха. *Предпочтение лирических стихотворных жанров. *Идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
2) АКМЕИЗМ. ГУМИЛЕВ, АХМАТОВА, МАНДЕЛЬШТАМ, ГОРОДЕЦКИЙ и др. *Самоценность каждого жизненного явления *Предназначение искусства – облагораживание природы человека. *Стремление к преобразованию мира, к красоте. *Ясность и точность поэтического слова. *Камерность лирики, эстетизм.
3) ФУТУРИЗМ. МАЯКОВСКИЙ, СЕВЕРЯНИН, БУРЛЮК, ХЛЕБНИКОВ и др. *Утопическая мечта о сверхискусстве, преображающем мир. *Прославление научных и технических достижений. *Эпатаж, литературный «скандал» (нигилизм). *Обновление формы стихов и обновление поэтического словаря. *Поиск новых ритмов и рифм. *Установка на декламацию текста, театрализация.
4) ИМАЖИНИЗМ. ШЕРШЕНЕВИЧ, ЕСЕНИН, МАРИЕНГОФ, КЛЮЕВ и др. *Самоценность образа, поглощение образом смысла. *Специфичность образной системы. *Естественность тона, открытость, исповедальность, «богемные» настроения. *Песенно-фольклорное начало. *Особое значение цветовой и световой палитры. * Выступали против политизации искусства.
СОЦРЕАЛИЗМ (социалистический реализм) 30-е – 80-е годы 20 века 1.Народность и идейность литературы. 2.Конкретизация образов. Главный герой – пример для подражания. 3.Материалистическое понимание исторического процесса. 4. Пропагандистский и воспитательный пафос литературного произведения. 5.Цель – воспитание социалистического взгляда на мир. 6. Партийность искусства слова.
Постреализм (постмодернизм). Вторая половина 20 – начало 21 века. 1.Особые правила организации текста 2. Попытка передать состояние изменяемости и абсурдности мира. 3. Скептицизм, тяготение к пародии, шаржу. 4. Самоценность текста как авторского создания. 5.Метафоричность, интертекстуальность, использование аллюзий. 6. Антиутопический пафос произведений. 7. Стирание границ между жанрами и создание римейка.