Особенности русского национального характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Урок литературы в 10 классе
Философы и писатели 19 века о русском народе. Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.
Особенности русского национального характера «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев и поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу...» А.С.Пушкин
«Есть один фактор, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во всей эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истиной причиной нашего умственного бессилия: это- фактор географический» . П.Я.Чаадаев
У русского человека множество привычек западного человека, а также и множество традиций восточного, а в целом нет ни традиций Запада, ни Востока, да и свои традиции русский народ никак не может выработать.
В.Г. Белинский «Россия до Петра Великого» «Какие хорошие свойства русского человека, отличающие его не только от иноплеменников, но и от других славянских племен, даже находящихся с ним под одним скипетром? – Бодрость, смелость, находчивость, сметливость, переимчивость- на обухе рожь молотит, зерна не обронит, нуждою учится калачи есть, - молодечество, разгул, удальство, - и в горе, и в радости море по калено!»
Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» Патриотизм. «…что такое для русского Россия. Вспомните, что, когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасть ее. Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы…».
Патриотизм русский не бездумный, а скорее, великодушный. Русский народ не может хранить вечную затаенную злобу, которая в других нациях может передаваться из поколения в поколение. У русских есть чудное свойство: как только заметят они, что враг готов пойти на сближение или показывает снисхождение, они сами уже готовы чуть ли не просить прощение. Вот почему, по мнению Н.В. Гоголя, в России скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы.
Только в России возможна быстрая замена одних ценностей другими, так как эти ценности лишены почвы, они не укорены в сознании человека. «В десять лет внутри России столько совершается событий, - писал Н.В. Гоголь, - сколько в другом государстве не совершается в полвека… в последние два, три года даже начали выходить из нее и люди совершенно другие, не похожие ни в чем с теми, которых вы знали еще не так давно »
А.И.Герцен «Prolegomena» Русским чужда национальная гордость и часто даже – увы, чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм. «Мы выше зоологической щепетильности и весьма безразличны к расовой чистоте, - это нисколько не мешает нам быть вполне славянами. Мы довольны тем, что в наших жилах течет финская и монгольская кровь; это ставит нас в родственные, братские отношения с теми расами - париями, о которых человеколюбивая демократия Европы не может упомянуть без презрения и оскорблений. Нам не приходится также жаловаться на туранский элемент. Мы добились несколько большего, чем чистокровные славяне Болгарии, Сербии и т.п.»
Стремясь к абсолютной истине, правде, русский народ не гнушается никаких методов и поэтому часто впадает то в одну крайность, то в другую. Многие идеи и мотивы, будь то нигилизм, атеизм, социализм или республиканизм, заимствованы русскими с Запада. На Западе эти идеи родились, оформились, однако в России они воплотились в жизнь.
Ф.М. Достоевский «Пушкин» «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… Для настоящего русского Европа и удел всего арийского народа также дороги, как и сама Россия, как и удел своей земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».
«Мы не краснеем от того, что происходим из Азии, - писал А.И. Герцен, - и не имеем ни мыслящей необходимости присоседиться к кому бы то ни было справа или слева. Ни в ком мы не нуждаемся, мы – часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно».
« Неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни?… Как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе…Мне было несносно, и пошел я искать праведных…» . А.Ф.Писемский Н.С.Лесков «ничего, кроме мерзости».
Тема русского национального характера в творчестве Н.С.Лескова Тема народного героизма Тема странничества Тема праведничества
Тема народного героизма Герой Лескова – богатырь обликом и духом. Описывая внешность Флягина автор подчёркивает его сходство с былинными героями. Ему присущи жизнелюбие, молодечество, озорство. Но как и для богатырей, поступки героя, в которых всё это выплёскивается (непреднамеренное убийство монашка, борьба с татарином, усмирение коня), - лишь «проба сил» и преддверие главного дела жизни: патриотического подвига.
«Мне за народ помереть очень хочется» – этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремленностью к Богу и к Божественной истине, тем особым состоянием души, которое можно назвать духовным богатырством. Предназначение былинного богатыря – совершение патриотического и христианского подвига. Одним из определений героя повести становится – «богатырь-черноризец», и это еще раз подчеркивает его характеристику как национального героя.
Тема странничества “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словам Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Странничество – важный элемент русского национального самосознания.
Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми, но он нигде не задерживается надолго. В жизни он не участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное принятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.
Тема праведничества Своих идеальных героев Лесков называл «праведниками», ибо поступали они, как и древние святые подвижники, во всем «по закону божьему» и жили по правде. Национальный святорусский уклад бытия с его воззрениями и обычаями - это для лесковских героев единственно приемлемый образ жизни. Главное, что определяет их поведение в жизни, - служение живому делу.
Формирование русского национального характера и саму идею праведности Лесков связывал с христианством. Народ хранит тот «живой дух веры», без которого христианство теряет жизненность и становится абстракцией. Подобно другим лесковским героям, Флягин не изначально безгрешен , он проходит многотрудный путь духовного роста, важно, что он к этому росту оказался способен.
Вывод: Привычному для русской литературы XIX века герою, стремящемуся утвердить себя и свою позицию, Лесков противопоставляет человека , связанного в большей мере с культурно-историческим прошлым. Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине, природе. Это основные черты русского национального характера.