Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм Цели:- продолжить обучение написанию сочинения критического жанра;- повторить особенности написания аннотации, отзыва;- показать особенности рецензии как одного из видов разбора и оценки художественного или научно-популярного произведения.
Как говорить правильноАннотация НА…Отзыв О…Рецензия НА…Эссе … (по поводу…)
АННОТАЦИЯ (от лат. annotation «замечание») – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов, указанных на следующей схеме.
Аннотация
Текст 1 1. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989.— 416 с.: ил. Словарь рассказывает об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения, о творчестве выдающихся актеров, режиссеров, драматургов. Читатели узнают о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать школьную самодеятельность, вести работу в театральных кружках, кружках кинолюбителей и т.п. Задача словаря — помочь ученикам в выборе профессии. Для школьников среднего и старшего возраста.
Текст 2 2 . Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории / Пер. с нем. / Сост. С.В. Тураев. — М.: Дет. лит., 1976.— 221 с.: ил. Книга знакомит с творчеством немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В книгу вошли всемирно известные произведения: «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок» и другие, дающие юному читателю широкое представление о творчестве писателя в целом. Истории в этой книге разные — веселые и грустные, насмешливые и лирические, – и все они рассказывают о чем-то важном, заставляют задуматься о нем. Издание приурочено к двухсотлетию со дня рождения писателя.
Вопросы и задания1. Заинтересовали ли вас эти книги? Чем?2. Назовите обязательные и факультативные элементы аннотаций.3. Соответствуют ли данные тексты схеме аннотации? Почему?4. Составьте аннотацию на сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Нужно ли для этого перечитывать (или читать) сказку? Почему вы так считаете?
Диктант-загадка Вопросы и задания:1. Какая информация заинтересовала вас?2. Какой жанр вы считаете самым читаемым в мире и тиражируемым?З. Кто из писателей, работающих в данном жанре, является, на ваш взгляд, мастером?4. О ком идет речь в данном тексте? Почему вы так считаете?5. Какие слова наиболее употребительны и притягательны для читателей детективов? Какие заголовки частотны?6. Дополните текст диктанта, не забывая о редактировании: ведь автор книги — женщина.
Проверьте себяДля справок: Агата Кристи. Убийство под Рождество.
Отзыв ОТЗЫВ — выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
Элементы, включаемые в отзыв
Вопросы и задания1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.2. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.3. Какие оценочные выражения выписаны?4. Прочитайте текст внимательно сами и найдите в нем обоснование впечатления: что в пьесах Чехова вызвало именно эти чувства у Бунина? Убедительны для вас эти аргументы?5. Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте? 6. Как оценивается спектакль по пьесе?7. Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?8. Обратите внимание на схему отзыва, дополните отзыв Бунина необходимыми элементами.
Рецензия РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
Задачи рецензентаВыразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля.Рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения.Рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях.Выразить меру общественного признания произведения.
Принципы рецензирования1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.
2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменит.
5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Примерный план рецензии на литературное произведение1) Библиографическое описание.2) Краткая характеристика творчества писателя – в связи с данным произведением.3) Творческий замысел автора книги.4) Смысл названия.5) Краткая информация о содержании.6) Критическая оценка произведения:особенности композиции,мастерство автора в изображении героев,индивидуальный стиль писателя,искусство иллюстратора книги.7) Основная мысль рецензии.8) Актуальность тематики произведения.
Обозрение, обзорРецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т.п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода, — нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.
Знакомство с жанром рецензииВопросы и задания:Понравился ли вам рассказ «Старый повар»?На что обращают внимание авторы предложенных рецензий?Как строят они свои рецензии?Можно ли сказать, что это внимательные и вдумчивые читатели?Как авторы рецензий используют цитаты, что этим достигается?Проанализируйте стиль работы, языковые особенности текстов рецензий.Сравните две рецензии на одно произведение. Какая из них, с вашей точки зрения, более удачная, или они обе достойны высокой оценки?
Эссе Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.А. Эльяшевич Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984) Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)
Особенности жанра
Особенности языка эссе
Эссе – это …Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.Прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не анализируется ни с содержательной стороны, ни с формальной. Обозначается и формулируется проблема, возникающая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Когда и почему?», «Обломовщина – это благо или зло для меня?»
Анализ эссе1. Определите тему предложенного эссе.2. Докажите, что автору свойственен личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.3. В чём, по-вашему мнению, проявляется свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.4. В.В. Набокову свойственно свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики (приведите примеры из текста).5. Как автор создаёт атмосферу доверия к читателю, в чём проявляется разговорная интонация?
«Два слова о театре»О чём можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»? Как вы понимаете название эссе? Какой способ художественной выразительности использует М.И. Цветаева?Что показалось вам необычным, неожиданным в этом тексте?Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?Определите жанр этого текста, его характерные признаки.Какова была цель автора?Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?Напишите собственное эссе о театре.
Выводы Аннотация – строгий текст научного стиля.Отзыв – научный стиль. Рецензия – публицистический стиль. Эссе – литературно-критический стиль.
Рефлексия Аннотация – это…Отзыв – это…Рецензия – это…Эссе – это…Особенностями аннотации являются…Чтобы написать отзыв, нужно…В рецензии важно…Для эссе характерны…Аннотация, отзыв, рецензия, эссе – это жанры…
Домашнее задание Напишите рецензию на книгу, спектакль, кинофильм. Предлагаемые темы: "Слово о любимом писателе", "Мое отношение к …", "Любимые страницы", "Мое любимое стихотворение", "Размышления о …", "Книги в моей жизни".