Сравнительная характеристика двух знакомых лиц Цели:научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц;показать особенности текстов-характеристик двух людей;пополнить лексический запас обучающихся;развивать творческие способности обучающихся;формировать навыки аналитической работы со словесным материалом;воспитывать культуру речи.
По страницам прочитанных книг
По страницам прочитанных книг В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию. Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
Основания для сравнениявнешность;возраст;социальное положение;родственные отношения;отношение обоих к третьему лицу;отношение к ним автора. В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)?
Линии сравненияпортрет;характер;обстоятельства жизни;поступки, поведение;авторское отношение.
Отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество»Выразительно прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество».О чём идёт речь в тексте?Какие приёмы использует автор для сравнительной характеристики героинь?Как строится этот текст?Что позволяет автору сопоставить двух девочек?Что является основанием для сравнения персонажей: герои-ровесники;друзья;возраст, внешность, одежда;манера поведения;особенности характера?
Работа в группах 1 группаПроанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении. 2 группаПроанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются? 3 группаВ каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?
К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых» С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина?Каков цветовой фон картины?Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века.Что дальше мы будем описывать?На какие детали мы обратим внимание при описании?Что объединяет, а что отличает героинь этой картины? Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
Примерное начало сочинения Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Рефлексия Сравнительная характеристика – это…Линиями сравнения являются…Основанием для сравнения может быть…В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:…Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это…
Домашнее задание (по вариантам)Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых людей».Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей.Написать сопоставительную характеристику двух своих знакомых или двух литературных персонажей.