ЭДМУНД КИН 1787 - 1833«Смотреть игру Кина все равно что читать Шекспира при блеске молнии». Кольридж
Английский актер. Представитель английского сценического романтизма. Прославился в пьесах У. Шекспира (Гамлет, Отелло, Шейлок, Макбет, Лир, Ричард III).
Родился в 1787 году в Лондоне. Его дед был актером и драматургом. Мать, Анна Керри, играла на сцене провинциальных театров.Отец, также Эдмунд Кин, был мимическим актером, умер в возрасте 23 лет.
Эдмунда воспитывал старший брат отца Мозес Кин, талантливый актер-имитатор. Он обучал его профессии актера. Эдмунд появился на сцене театра «Друри-Лейн» в качестве купидона.
В двенадцать лет Эдмунд стал странствующим актером — акробатом, циркачом, уличным комедиантом. В 1803 году «чудо-ребенка» пригласили в Виндзорский замок играть перед королем Георгом III.
«Что нужно, чтобы стать знаменитым актером?» — спросили как-то Кина. «Уметь голодать!» — ответил он. В провинциальных скитаниях Эдмунд узнал самые страшные стороны жизни, а как актер прошел хорошую школу. За несколько лет Кин переменил много театров, исколесил всю страну, включая Ирландию и Шотландию.
Он сыграл десятки ролей — в «низкой» комедии, фарсах, пантомимах и в «классической» трагедии, старых английских пьесах и пьесах Шекспира.Эдмунд изучал языки (латынь, греческий, итальянский, валийский и даже португальский).Историю, естествознание, географию, делал выписки из Плутарха, Цицерона, Ньютона. Делал сотни страниц выписок из критических работ о Шекспире.
Дебют в «Друри-Лейне» состоялся 26 января 1814 года. Кин настоял на постановке «Венецианского купца» Шекспира.Зрители были потрясены глубиной чувства, с которым Кин произносил монологи Шейлока. Не скрывая жестокого эгоизма купца, он показывал его человечность, изуродованную веками травли еврейскпго народа.После первого же спектакля Кина признали величайшим актером Англии.
Королевский театр Друри-Лейн (Theatre Royal, Drury Lane) — старейший из непрерывно действующих театров Великобритании. В к. XVII-начале XIX вв. считался главным драматическим театром британской столицы. В 1963 г. театр отметил своё 300-летие.
Пуритане, пришедшие к власти в Англии в середине XVII века, сочли театр элементом "неправильного общества«. Лорд-протектор Оливер Кромвель издал особый указ, запретивший все сценические постановки и прочие публичные увеселения. С началом эпохи Реставрации классические английские пьесы снова появились на сцене. На волне этих перемен был открыт новый театр — "Дрюри-Лейн«.
12 февраля 1824 г. был показан «Ричард III». Актер играл спектакль тяжело больным. Однако роль Ричарда III стала одной из самых популярных в репертуаре актера. Кин играл «мягкое и улыбающееся злодейство», показывая своего героя умным и смелым. Ричард вызывал не только чувство отвращения, но и удивления, смешанного с восхищением.Успех пьесы был огромным. На страницах газет Кина называли первым трагическим актером Англии.
В его игре все было подчинено единой мысли. Кин знал, что будет делать в том или ином эпизоде, вплоть до мельчайших движений, жестов, интонаций голоса. Актер глубоко вживался в созданные им образы, их мысли и чувства становились ему близки.
Сочетание тонкого ума с душевной мягкостью составляло характерную особенность Гамлета — Кина. Основной краской, которой актер рисовал образ Гамлета, была печаль, пронизывавшая все существо молодого принца.
В любви Отелло — Кина к Дездемоне раскрывались лучшие черты характера мавра — его цельность, чистота, вера в людей. Крах любви означал наступление мрака и хаоса.В рецензиях подчеркивалось, что исполнение Кином роли Отелло явило собой пример наивысшего взлета актерского гения.
Кин сделался знаменит. Ему делали подарки и выказывали всяческие знаки внимания. Он снял шикарный особняк, нанял слуг; его жене нравилось устраивать приемы. Кин помогал бедным, часто выступал в театре в пользу актеров и целых провинциальных коллективов. В середине 1815 года Кин создает в Лондоне клуб друзей под названием «Волки», доступ знати в который был закрыт.
В октябре 1820 года на судне «Марта» Кин отправился на гастроли в Америку. В Нью‑Йорке его спектакли вызывали огромный интерес, билеты раскупались мгновенно. Критики очень высоко оценивали мастерство английского актера.
17 января 1825 Эдмунд Кин был вызван в качестве ответчика в суд. Истец - член городской управы Лондона и пайщик «Друри‑Лейна» Альберт Кокс - обвинил актера в прелюбодеянии с его женой Шарлоттой, в которую Эдмунд был страстно влюблен . Обстоятельства дела показали, что супруги Кокс действовали по намеченному плану, целью которого было вытянуть у Кина побольше денег. Присяжные признали ответчика виновным и присудили его к денежному штрафу.
Против Кина была организована настоящая травля. Газеты требовали, чтобы он, как нарушитель общественной морали, был объявлен «вне общества».От Кина ушла жена, забравшая с собой сына. Внутренне он был сломлен. Страсть к алкоголю целиком овладела им.
В сентябре 1825 года Кин уехал в Америку, «с разбитым сердцем, морально опустошенный и подавленный». В Америке большинство газет призывало к бойкотированию артиста или же к организации обструкции, если гастроли состоятся. В Нью‑Йорке и в Филадельфии Кин играл сравнительно спокойно. Но в Бостоне спектакль с его участием был сорван.Актер мужественно продолжал гастроли.
В начале 1827 года были объявлены его спектакли на сцене «Друри‑Лейна». Зрители восторженно встретили актера. В дни, когда он играл, перед зданием театра опять собирались толпы народа, стремившегося увидеть своего любимца.Кин редко появлялся на сцене. Он почти не выходил из гостиницы. В сорок лет это был уже старик.От всего пережитого и прогрессирующей болезни сильно пострадала память Кина. Он не мог больше создавать новых ролей. Состояние полной душевной подавленности.
В 1831 году Кин взял в аренду «Королевский театр» в местечке Ричмонд. Он играл два, иногда три раза в месяц, и на его спектакли съезжалось всегда огромное количество зрителей. Кин стал редко выходить из дома, проводя время за инструментом и книгами. Его страсть к музыке проявлялась в это время особенно сильно.
Раньше он не хотел, чтобы его сын стал актером. Но Чарлз Кин сделал успехи на сцене, и отец стал гордиться им. Он помогал Чарлзу учить роли, особенно роли шекспировского репертуара.
. По воле судьбы свой последний спектакль - «Отелло» - 25 марта 1833 года Кин сыграл вместе с сыном. Он играл роль Отелло, а Чарлз - Яго. Их выступление собрало огромную аудиторию. При словах: «Окончен труд Отелло» - Эдмунд Кин потерял сознание. Через три недели, 15 мая 1833 года, в возрасте сорока пяти лет, он умер.Жители городка сделали все, что могли, чтобы похороны были достойны Кина. Весь город шел за гробом, его провожали, как близкого человека, с которым сроднились и полюбили.
В 1817 году «Таймс» назвала Кина самым «человечным» актером Англии. Газета писала, что во всех сыгранных ролях он раскрывает тончайшие душевные движения своих героев, вскрывая все «человеческое», заложенное в данном произведении искусства.
Павлова Людмила Владимировна Учитель английского языка гимназия № 295, Фрунзенский район, С-Петербург