Зураб Церетели Зураб Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» Подвиг во имя любви, чести и долга
Политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. Политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др. Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.
Из дневника М.Волконской: «Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! - Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено».
сопротивление собственной семьи; сопротивление собственной семьи; трудность получения официального разрешения; сознательный отказ от привилегий; невозможность взять с собой детей. «Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осужденные мужья», - Ф.М.Достоевский.
1. Н.А.Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной. 1. Н.А.Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной. 2.Судебные процессы 1860 -1870-х г.г. над участниками революционного движения, среди которых были и женщины. Многие жены революционеров так же, как и декабристки, добровольно отправлялись в ссылку за своими мужьями.
особенности композиции, сюжета; особенности композиции, сюжета; система персонажей, их характеристика; авторская позиция (отношение к изображаемому); художественные приемы; смысл заглавия; тема и идеи произведения.
I ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. I ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.
2 главных персонажа: Княгиня и Генерал; 2 главных персонажа: Княгиня и Генерал; 3 внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. Характеристика княгини по отрывку из I части: любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения. Роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей.
Доводы Генерала Доводы Генерала 1. Ваш отец…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей! 2.Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда! 3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват… А вам терпеть…за что? 4. Трудности природных условий: а) Тот климат вас убьёт! б) Окреп туземный человек С природою в бою. А вы? Ваше присутствие усилит страдания мужа.
Доводы Генерала Доводы Генерала 5. Да, вы умрёте, но сперва Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа). В себе он будет сознавать причину ваших слёз. 6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого… Закон позволяет.
Доводы Генерала Доводы Генерала
Княгиня: Княгиня: Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала.
Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере; они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности.
Отношение автора к Генералу. Отношение автора к Генералу. Начало II части: “как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты” (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух. Конец: “из-под руки на ус седой скатилася слеза”; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему. Изменение отношения автора к Генералу: “почтенный генерал” – нейтрально; “упрямый старичок”- презирает; “старик”- сердится; “генерал”, “старый генерал”- уважает.
Отношение автора к Княгине. Отношение автора к Княгине.
внутренний монолог; внутренний монолог; диалог; детали портрета; антитеза; фиксация времени в пути; описание природы.
В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.
Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой. Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой. Идеи: 1. Восхищение подвигом жен декабристов; 2.Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х годов 19 века; 3. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.
I.Содержание материала I.Содержание материала проникновение в творческую лабораторию писателя (статья К.Чуковского и статья автора учебника); центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть (современники о Н.Некрасове: А.Дружинин о музе поэта, В.Зайцев о гуманности и любви к родине, Ф.Достоевский о страстной любви к народу); характеристика не только одного произведения, но и элементы сопоставительного анализа ( Г.Державин «Властителям и судиям», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», Н.Некрасов «Орина, мать солдатская»).
II. Развитие речи: II. Развитие речи: выразительное чтение текста (по ролям); подготовка сообщений (рассказ к слайду); ответы на проблемные вопросы; формулировка доказательств в виде развернутого тезиса; лексическая работа; выписки для характеристики героев; творческие работы (выбор средств для решения актерских ролей; сочинение «Если бы эту роль довелось играть мне…»; инсценировка.
III. Развитие умений: III. Развитие умений: осмыслять и анализировать изучаемое произведение; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); обосновывать свое суждение и давать характеристику героям; выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания; объяснять роль художественных особенностей текста и пользоваться справочным аппаратом учебника; выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы.
I.Воспитательные: I.Воспитательные: формирование эстетического идеала; развитие эстетического вкуса; верное и глубокое постижение прочитанного; появление устойчивого интереса к книге; воспитание доброты, сердечности и сострадания. II.Образовательные: формирование умений творческого чтения , умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; формирование речевых умений; формирование умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории, искусства.