Цель урока: через метапредметный подход и междисциплинарные связи формировать целостное видение мира искусства, закономерностей его создания, формировать культурологическую, коммуникативную компетенции Задачи:1) через произведения музыкального, изобразительного искусства, сюжет и композицию рассказа «После бала» Л.Толстого дать представление о контрасте как художественном приёме, о закономерностях передачи авторского душевного состояния на состояние читателей, слушателей, зрителей; 2) развивать целостное, диалектическое мышление (принятие единства противоположностей), культурологическую и коммуникативную компетенции;3) воспитывать толерантность и гуманизм.
Л. Н. Толстой"После бала"
Урок литературы8 класс
Что влияет на душевное состояние человека? Какие приемы позволяют отразить душевное состояние человека в искусстве?
Эксперимент Василий Кандинский «Чёрное пятно»,1913г.Эрмитаж, Санкт - Петербург
Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого
Тема урока:
Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..]
История создания рассказа Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем Толстым,он и стал прототипом героя – рассказчика – Ивана Васильевича
Композиция рассказа Предложите модель композиции рассказа «После бала» Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
На балу
После бала
Анализ текста
Анализ текста На балу
Анализ текстаПосле бала
АНТИТЕЗА -противопоставлениеКОНТРАСТ - приём, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради усиления их художественной выразительности и выразительности произведения в целом
Тема урока:"Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого "После бала"
Автор подчёркивает контраст
Творческая работа В первоначальных редакциях рассказ Л. Толстого имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"
Домашнее задание Выберите одно любое задание из предложенных:1) с. 40-41 ответы на вопросы;2) вспомнить литературные произведения, основанные на приёме контраста, выписать их названия в тетрадь;3) мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь»
Перекличка эпох в рассказе «После бала»
Итог урока