Николай Гумилев Поэт - географ
Родился в семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва (28июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). Дед его — Панов Яков Федотович (1790—1858) — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии.С детства Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Несмотря на это часто участвовал в играх со сверстниками, где постоянно старался руководить. Но общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных — «рыжей собаки», попугая, морских свинок. Людей он избегал. В 1900—1903 гг. жил в Грузии, куда был послан отцом. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года опубликовал своё первое стихотворение. Поступил в гимназию Гуревича, но, проучившись год, заболел и родители пригласили ему репетитора. Он заметил склонность Гумилёва к зоологии и географии.Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же в 1894 году поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал учиться в Сорбонну.
Николая Гумилева всегда тянуло в заморские страны, ему хотелось увидеть все, испытать новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи. Он уехал в Париж, «душа требовала расстояний и впечатлений». Париж стал для Гумилева вторым домом. Сюда он приезжал очень часто, но стихи раздаривал другим городам, которые затмевали образ привычного Парижа.
Когда примчалася войнаС железной кучей иноземцев,То ты была покоренаИ ты была в плену у немцев. Франция – слабая красавица, которую не возможно не любить, но она была уже знакома Н.Гумилеву.
Однажды гимназист Коля Гумилев заполнял «анкету», составленную девочкой, к которой был неравнодушен. В графе «любимое растение», где ее подружки называли розу или ромашку, он смело написал: «Баобаб». Любимый писатель — Густав Эмар. А любимое блюдо — совсем уж экзотический «канандер». Узнав на следующий день от взрослых, что сорт сыра, который он имел в виду, на самом деле называется «камамбер», Коля очень страдал и строил планы похищения «анкеты» у хозяйки... Мальчишеское видение мира через призму экзотики так и не оставило Николая Гумилева. Последний прижизненный сборник, который поэт держал в руках, — «Шатер» («Огненного столпа», изданного в 1921 году, он уже не увидел), — возвращает нас в Африку. Экзотическая Африка Гумилева мало изменилась с тех пор, как по ней бродил «изысканный жираф».
Африка, далекая Африка, всю жизнь притягивала к себе поэта. После 1907 года Н.Гумилев предпринимает вторую поездку в Африку, на этот раз достигнув Аддис – Абебы. Этим путешествием он надолго утолил жажду приключений. Африка подарила поэту вдохновение, которое вылилось в стихи. Очень интересно стихотворение «Озеро Чад».
На таинственном озере ЧадНа таинственном озере ЧадПосреди вековых баобабовВырезные фелуки стремятНа заре величавых арабов.По лесистым его берегамИ в горах, у зеленых подножий,Поклоняются странным богамДевы – жрицы с эбеновой кожей.
Пустыня Сахара Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,Ты в одной лишь пустыне на светеНе захочешь людей и не встретишь людей,А полюбишь лишь солнце да ветер. Сахара Н.Гумилева выше всех земных радостей или печалей, королева пустынь, «сплошной золотой океан». Человеческие проблемы теряют свою трагичность в сравнении с песчаной красавицей: Потому что пустынные ветры гордыИ не знают преград своеволью,Рушат стены, сады засыпают, прудыОтравляют белеющей солью.
Многие страны запечатлены у Н.Гумилева в стихах. ЕгипетГрецияИталияКитайШвецияФранция
Африка стала фонтаном вдохновения поэту, для нее он написал 6 стихотворений о странах («Дагомея», «Египет», «Судан», «Либерия», «Абиссиния»). Одно об исторической области «Галла», и четыре «водных» стихотворения: 2 посвящены рекам («Замбези», «Нигер»), одно – озеру («Озеро Чад») и одно – каналу («Суэцкий канал»).Только медь в самородном железе,Иглы пламени врезаны в ночь,Набухают валы на Замбези И уносятся с гиканьем прочь.
Родос На полях опаленных РодосаКамни стен и в цвету тополяВидит зоркое сердце матросаВ тихий вечер с кормы корабля. Там был рыцарский орден: соборы,Цитадель, бастионы, мосты,И на людях простые уборы,Но на них золотые кресты. Не стремиться ни к славе, ни к счастью,Все равны перед взором Отца,И не дать покорить самовластьюПосвященные небу сердца! Но в долинах старинных поместий,Посреди кипарисов и роз,Говорить о Небесной Невесте,Охраняющей нежный Родос!
Горд как голос наяды,В призрачно-светлом былом,Кружев узорней аркады,Воды застыли стеклом.После выхода в 1912 году нового сборника стихов «Чужое небо», Н.Гумилев вместе с Анной Ахматовой съездил в Италию, где создал цикл итальянских стихов: «Венеция», «Неаполь», «Генуя», «Рим», «Болонья», «Флоренция», «Пиза».
В 1917 году 20 мая Н. Гумилев прибыл в Стокгольм, а оттуда морем отправился в Лондон. Следующее знакомство поэта с о Швецией произошло в апреле 1918 года при возвращении из Лондона через Скандинавию в Петроград. Живописный пейзаж Швеции не мог не произвести впечатления на поэта. Она запечатлена в одноименном стихотворении «Швеция»: Страна живительной прохлады, Лесов и гор грядущих, где Всклокоченные водопадыРевут, как будто быть беде….
В эти же годы (1917-1918) поэт стал увлекаться восточной поэзией, переводить стихи китайских поэтов. В 1918 у Н.Гумилева вышли три книги: «Миг», «Костер», «Фарфоровый павильон» (китайские стихи).Китай – огромная далекая страна, где своя культура, своя жизнь, все чужое, и потому такое манящее.Только не думать! Будет счастьеВ самом крикливом какаду,Душу исполнит нам жгучей страстьюСмуглый ребенок в чайном странуХотя Н.Гумилев и не бывал в Китае, его стихи ярки и интересны, будто все описываемое он видел своими глазами.В розовой пене встретим даль мы,Нас испугает медный лев.Что нам пригрезится в ночь у пальмы,Как опьянят нас соки дерев?
Н.Гумилев 4 раза ездил в Африку, дважды был в Швеции, совершил тур по Италии, бывал в Англии и Греции, жил во Франции. Со страниц его книг нам открываются просторы Африки, красота Италии, свежесть Швеции.Страны словно оживают и ведут хоровод вокруг своего обожателя – человека, искренне восхищавшегося дарами и плодами культуры чужих государств.