Лев Николаевич Толстой. Рассказ «После бала»
Цели урока: Выявить художественные особенности рассказа «После бала», авторский замысел;Развивать навыки анализа текста;Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник?Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»?Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?
Анализ второй части. С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы?Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?
Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы
Сопоставление частей рассказа
Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе?С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни?Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.