Тема урока: «Полемика о главном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: оригинал или пародия?»
Урок -дискуссия
Полемика(греч. polemos война) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. Дискуссия(от лат. discussio рассмотрение, исследование) -обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе
если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема;если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации;если основным композиционным приемом произведения является антитеза
более глубокое, качественное усвоение литературного произведения;развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию;логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст;
развитие логического и критического мышления;приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом;формирование терпимости к различным взглядам;умение рассматривать проблему с разных позиций;
методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку;формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы;закрепление навыков поведения в ролевых играх
Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума) постановка проблемы (исходит от учителя);деление класса на группы;выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу;группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;
после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения;представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой;аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу);возможна работа аналитической группы и группы экспертов
делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации;включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении;итог дискуссии - рефлексия
1.Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чём своеобразие их оценок (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»)2.Определить и обосновать своё отношение к Базарову3.Формировать дискуссионную культуру учащихся.
коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова;индивидуальное: посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»; значение слов «оригинал», «пародия»; посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова
Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.ШведовойПародия – 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П.на стихотворение.2.перен.Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура на что-н. Жалкая п. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
Для обсуждения группам предлагаются: Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»
1.Какие из суждений оказались для вас неожиданными?2.Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?3.Докажите, чья точка зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему?
«…показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.» И.С.Тургенев «...карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная» М.А.Антонович
Анализ дискуссии (слово экспертам)План анализа: Назвать обсуждаемую проблему.Показана ли представителем группы значимость проблемы.Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы.Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.
Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь.Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали.Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало).Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.
1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему?2.Мой ответ критику…3.Базаров оригинал, потому что…4.Базаров пародия, потому что…