Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию и сюжет стихотворения.Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)
1. Романтическая страстная личность.2. Конфликт между личностью и обществом.3. Сильный характер романтического героя.4. Исключительные обстоятельства.5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.6. Стремление к абсолютной свободе.7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
« свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
Основная тема элегии - Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д.
Композиционный план стихотворения: 1-5 строфа – воспоминание о море;6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт;9-10 строфа – образ Наполеона;10-12 строфа – образ Байрона;13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира;14-15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.2. Какое настроение они передают?3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?Почему к морю поэт обращается в мужском роде?2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
«Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
Лорд Байрон Наполеон Бонапарт
Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса.Что придают звуковые повторы стихотворению?Как помогают раскрыть тему моря?3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
Композиция – построение произведения.Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?Какие слова стихотворения созвучны картине?2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?
И.Е. Репин, И.К.АйвазовскийПушкин у моря.«Прощай, свободная стихия!»
Пронизана романтическим настроением.Романтический пейзаж.Гордое одиночество поэта.Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
«Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»