Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (2004 г.) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (2004 г.) Основное общее образование Русская литература ХХ века А.И. Куприн. Одно произведение по выбору.
Содержание, рекомендуемое к усвоению Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII-VIII классах Литература ХХ в. А.И. Куприн (1 час). Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус» (возможен выбор другого произведения). Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
Русская литература ХХ века Русская литература ХХ века и ее традиции А.И. Куприн. «Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
Цели: Цели: Формирование первоначального представления о прозе Куприна. Отработка навыка литературоведческого анализа художественного произведения. Обучающие задачи: Раскрыть традиции романтизма и реализма в рассказе. Определить основную концепцию произведения и показать особенности его художественного мира. Повторить необходимые литературоведческие термины и определить их роль в произведении. Создать предпосылки для формирования понятия о стиле и творческом методе писателя.
Развивающие задачи: Развивающие задачи: Заинтересовать материалами о жизни и творчества писателя, сосредоточить внимание обучающихся на некоторых фактах биографии, оказавших влияние на создание рассказа; Способствовать развитию умения выявлять авторскую позицию писателя и его художественную задачу. Воспитательные задачи: Познакомить с произведением классической русской литературы и воспитать уважение к талантливому автору, чьё творчество не было по достоинству оценено современниками; Способствовать формированию коммуникативной культуры и укреплению навыка коллективной работы; Развивать умение вести учебный диалог.
Формы работы: лекция, беседа, работа с художественным текстом Формы работы: лекция, беседа, работа с художественным текстом Виды деятельности: коллективная, индивидуальная. Планируемый результат и уровень освоения Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна; содержание рассказа. Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Продуктивный уровень: формирование коммуникативной и ценностно-ориентационной компетенции.
Прочитать рассказ А.И. Куприна «Гамбринус». Прочитать рассказ А.И. Куприна «Гамбринус». Устно ответить на вопросы к произведению (см. В мире литературы. 8 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. – М.: Дрофа, 2004, с. 417-418). Письменно озаглавить части рассказа. Подобрать эпиграф к рассказу из текста произведения. Выполнить индивидуальные задания.
Сопоставить образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставить образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставить рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров. Определить, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»). Подобрать или нарисовать иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка.
Слово учителя о А.И. Куприне. Слово учителя о А.И. Куприне. Беседа по рассказу Куприна «Гамбринус». Сопоставительная характеристика произведения (отчет о выполнении индивидуальных задании). Переосмысление романтической традиции в рассказе. Представление художественного и музыкального оформления текста рассказа (отчет о выполнении индивидуальных задании). Итоги урока. Домашнее задание.
Пензенской губернии, в семье 07.09.1870 г. Родился в мелкого чиновника. Пензенской губернии, в семье 07.09.1870 г. Родился в мелкого чиновника.
1889 г. Публикует первый рассказ. 1889 г. Публикует первый рассказ. 1894г. Оставляет военную службу и переезжает в Киев. Занимается литературой, однако, вынужденный зарабатывать на жизнь, осваивает целый ряд самых разнообразных профессий: хориста, грузчика, стоматолога, рыбака, заводского рабочего, артиста и т. д. Много путешествует.
1896 г. В журнале «Русское богатство» публикует повесть «Молох». 1896 г. В журнале «Русское богатство» публикует повесть «Молох». 1898 г. В альманахе «Киевлянин» публикует повесть «Олеся». 1903 – 1907 гг. Сближается с группой «Знание». В 1905 г. публикует роман «Поединок», сразу же сделавший его известным писателем. В 1907 г. появляются многочисленные рассказы, в том числе «Гамбринус» и «Изумруд».
1907 – 1916 гг. Произведения А. Куприна издаются 12­томным собранием сочинений, которое имеет большой успех у публики. Одно из самых популярных произведений этих лет - рассказ «Гранатовый браслет» (1911). 1907 – 1916 гг. Произведения А. Куприна издаются 12­томным собранием сочинений, которое имеет большой успех у публики. Одно из самых популярных произведений этих лет - рассказ «Гранатовый браслет» (1911).
1919 - 1937 гг. За границей переживает тяжелый, творческий кризис, пишет мало; единственным большим произведением эмигрантского периода становится роман «Юнкера» (1933) о юношеских годах, проведенных в кадетском корпусе. 1919 - 1937 гг. За границей переживает тяжелый, творческий кризис, пишет мало; единственным большим произведением эмигрантского периода становится роман «Юнкера» (1933) о юношеских годах, проведенных в кадетском корпусе.
1937 г. При активном содействии большевистской власти возвращается на родину. Его возвращение было широко распропагандировано в советской печати. 1937 г. При активном содействии большевистской власти возвращается на родину. Его возвращение было широко распропагандировано в советской печати. 25.08.1938 г. Умирает в Ленинграде.
Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна? Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна?
Охарактеризуйте образ Сашки. Какой прием является основным в его создании? Охарактеризуйте образ Сашки. Какой прием является основным в его создании? Почему каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? Что они слышат в его музыке? Почему профессор не оценил исполнительское мастерство Сашки? Ответы
Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? К какому из явлений – жизни или мертвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам «Гамбринус»? Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? К какому из явлений – жизни или мертвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам «Гамбринус»? Зачем автор делает своего героя калекой в финале рассказа? Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку? Кому принадлежат последние слова в рассказе? «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Можно ли считать эти слова выражением авторской позиции? Как вы понимаете эту фразу? Ответы
Сопоставьте образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставьте образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставьте рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров.
Индивидуальное задание: Индивидуальное задание: Определите, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»). Ответ
Индивидуальные задания: Индивидуальные задания: Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка. Подберите или нарисуйте иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Ответы: Русские, малороссийские, еврейские, молдавские народные мелодии, городские мещанские романсы, «воровские» песни, английская джига, итальянская и африканская народная музыка. Картины или иллюстрации.
В чем трагизм судьбы главного героя рассказа «Гамбринус»? Почему можно утверждать, что это рассказ о силе искусства? В чем трагизм судьбы главного героя рассказа «Гамбринус»? Почему можно утверждать, что это рассказ о силе искусства? Что можно сказать о личности писателя, его мировосприятии по его произведению? Что привлекает писателя в «естественном» человеке? Каково соотношение правды жизни и мечты, «последовательного реализма» и традиций романтизма в прозе Куприна?
Написать сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа А.И. Куприна «Гамбринус», - «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Написать сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа А.И. Куприна «Гамбринус», - «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Написать сочинение-миниатюру на тему «Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».
Афанасьев В.Н. А.И. Куприн: Критико-биографический очерк. М.: Художественная литература, 1972. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн: Критико-биографический очерк. М.: Художественная литература, 1972. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г. Кутузова: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях: 11 кл.: Пособие для учителя: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1.